| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Мониторинг СМИ // Шалак Владимир

С чего начинается ТВ?

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

Театр начинается с вешалки, а ТВ начинается с программы.

В конце недели подавляющее число газет печатает программу телеканалов на предстоящие семь дней. Получив ее, мирные российские обыватели, любители черного ящика, вооружаются авторучкой и начинают отмечать передачи, которые стоит посмотреть.

Нас интересуют следующие вопросы:

  1. Можно ли на уровне текстов программ передач обнаружить существенные различия между телеканалами?
  2. Если эти различия существуют, то оказывают ли они влияние на предпочтения соц-дем групп?

Для ответа на эти вопросы с помощью системы ВААЛ были проанализированы тексты еженедельных программ передач за период с сентября 2002 по июль 2003 года следующих телеканалов: ТНТ, ТВЦ, ТВС, ТВ3, СТС, РТР, Первого, НТВ, Дарьял ТВ, Ren TV. Дополнительный интерес представляет то, что два из перечисленных выше телеканалов к настоящему времени почили в бозе - ТВС и Дарьял ТВ. Согласно общепринятому мнению, ТВС прекратил существование в силу политических причин, а Дарьял ТВ по причине низкого рейтинга.

Нас интересовали не тематические отличия программ друг от друга, а отличия, глубинные, имеющие психологическую основу. Коль скоро такие отличия были бы обнаружены, и коль скоро были бы обнаружены связанные с ними предпочтения соц-дем групп, появилась бы возможность совершенно рационального конструирования рейтинговых телевизионных программ, рассчитанных на конкретного адресата. 

Оценка различий между телеканалами

Антропоморфные черты

Мы привыкли оценивать окружающую нас действительность в тех же терминах, с помощью которых характеризуем и отдельных людей. Например, мир может быть добрым или злым, закон может быть умным или глупым и т.д. Это и есть антропоморфные черты. При этом у нас имеются определенные ожидания относительно того, какие черты в окружении встречаются нам наиболее часто. Антропоморфные черты биполярны. Полюсом, противоположным Доброжелательности, будет Злобность, Правдивости противостоит полюс Лживости и т.д. В качестве названий шкал были выбраны те полюса, которые, согласно проведенным ранее исследованиям, мы как раз и ожидаем встретить в мире. 

Как видно на следующей диаграмме, суммарно наиболее удовлетворяет нашим ожиданиям программа канала РТР. За ним со значительным отставанием идут ТВЦ, Ren TV и ТВ3. Наименее удовлетворяет нашим ожиданиям программы каналов Дарьял ТВ, ТНТ, ТВС и СТС.

Для людей, принадлежащих к русскоязычной культуре, наиболее важны черты Доброжелательность, Интеллект и Правдивость. По ним лидируют РТР, ТВЦ и ТВ3. Аутсайдеры - Дарьял ТВ, ТВС и ТНТ.

Одних абсолютных оценок антропоморфных черт недостаточно. Совокупность всех черт должна обладать еще и определенной внутренней структурой, чтобы быть нам симпатичной. Ранее мы писали о стереотипах различных национальных характеров. Мы можем вычислить коэффициенты корреляции между полученными оценками телепрограмм и профилем черт русского национального стереотипа. На диаграмме внизу они как раз и приведены. Структура антропоморфных черт, представленных в программах передач, наиболее близка русскому национальному стереотипу у каналов ТВЦ, ТВ3, РТР, Ren TV. Наиболее удалена от этого стереотипа структура черт каналов Дарьял ТВ, НТВ, ТНТ, ТВС.

Стоит ли после этого удивляться тому, что Дарьял ТВ было закрыто по причине низкого рейтинга? Им выделили хорошую частоту в эфире, а они сами же все и профукали. 

Как это ни странно, но низкие оценки пока еще существующих каналов ТНТ и НТВ должны радовать их руководство. Ведь это говорит о том, что у них есть неиспользованный ресурс, который может повысить рейтинг каналов. У РТР, Ren TV, ТВ3 и ТВЦ такого ресурса почти не осталось. Правда, ни на НТВ, ни на ТНТ об этом даже и не догадываются.

Мотивация

 Выраженность мотивов позволяет судить о наличии поставленных целей и долговременной стратегии канала. С этой точки зрения лидируют ТВС, НТВ, СТС и РТР. В хвосте - Ren TV, ТВ3, Дарьял ТВ.

Для НТВ главным является мотив Власти. За это ему всегда и доставалось. ТВС характеризуется мотивами Власти и Аффиляции (социальной поддержки). Если учесть историю возникновения ТВС, можно предположить, что мотив Власти ему достался по наследству от НТВ, а Аффиляция появилась как следствие административных гонений. Сильно выраженный мотив Аффиляции у СТС вполне соответствует его девизу - первый развлекательный. Мотивы Достижения и Власти у РТР соответствуют его государственному статусу.

Наличие выраженных мотивов всегда должно быть подкреплено инструментальной деятельностью по их реализации. В этом плане лучше всего дела у ТВС. Выраженная Инструментальная деятельность у ТВ3 при низких оценках мотивов свидетельствует о хаотичности и определенной степени бессмысленности этой деятельности. С другой стороны, выраженность мотивов у СТС и РТР при низких показателях Инструментальной деятельности говорит о неумении или незнании, как в полной мере их (мотивы) реализовать. Одновременно низкие показатели мотивов и инструментальной деятельности дают повод задуматься над работоспособностью руководства и коллектива канала Ren TV.

Неискренность - показатель степени несовпадения того, о чем говорится, с тем, о чем думается на самом деле. Как видим, наиболее неискренни каналы ТВС, Первый, НТВ, ТНТ и Ren TV.

С точки зрения Негатива и Позитива лидирует ТВС. Позитив выражен у Первого канала, а Негатив у НТВ.

Наиболее Агрессивные передачи идут на каналах ТВС, НТВ и ТВ3.

Приведенные выше оценки легко объясняют неприятности, случившиеся с каналами НТВ и ТВС. Наивно думать, что власть будет терпеть у себя под боком независимые телеканалы, характеризуемые деятельной и агрессивной позицией. Даже спящего льва не следует дергать за хвост. ТВС почил в бозе, на НТВ еще раз сменили руководство и приступили к реорганизации.

Предпочтения соц-дем групп

Для получения требуемых оценок мы использовали информацию о процентном составе различных соц-дем групп в аудитории каналов, которую соотнесли с выраженностью категорий в программах телеканалов. Полученные коэффициенты корреляции представлены на следующих диаграммах.

В первую очередь нас интересовали предпочтения в зависимости от

  1. пола;
  2. возраста;
  3. сферы занятости;
  4. уровня доходов.

На диаграммах представлены результаты лишь для сферы занятости и возрастных групп.

Предпочтения в зависимости от наличия мотивов наиболее выражены у студентов. Их интересует и Власть, и Достижение, и Аффиляция. Бизнесмены и собственники отличаются от студентов отсутствием предпочтений в отношении Аффиляции. Не любят мотива Достижения служащие, но это им так на роду написано. Ведь для них главное не личная инициатива, а послушание. Не любят, ни Власти, ни Аффиляции пенсионеры. Если отношение пенсионеров к мотиву Власти еще можно понять, то ситуация с Аффиляцией на первый взгляд кажется парадоксальной. Можно предположить, что их просто раздражают бесконечные шоу и игры на ТВ, которые как раз и являются индикаторами Аффиляции.

Мотивы Достижения и Аффиляции не обладают значимыми различиями для возрастных групп, но зато ими обладает мотив Власти. Как видно на следующей диаграмме, передачам с выраженным мотивом Власти отдают предпочтение зрители в возрасте от 20 до 44 лет.

Инструментальная деятельность интересует рабочих, специалистов и руководителей. Негативно к ней относятся домохозяйки, студенты и пенсионеры.

В возрастном плане Инструментальная деятельность наиболее привлекает людей от 30 до 44 лет.

Наибольшее отвращение к Неискренности испытывают студенты и руководители. Привлекает же она специалистов, т.е. людей с высшим образованием, активно использующим свои знания в работе. В качестве гипотезы можно предположить, что причина такой тяги к неискренности заключается в вечной оппозиции высокообразованных людей по отношению к власти. Неискренность же в случае телевидения может быть следствием использования эзопова языка на оппозиционных каналах. Вот такая получилась загогулина.

Данное выше объяснение можно распространить и на возрастные группы. Юношество, вступающее в жизнь, терпеть не может двусмысленности и недосказанности. Люди же более старшего возраста научаются видеть и понимать второй план. Они могут найти кошку в темной комнате даже в том случае, если ее там нет.

Интересно отношение различных соц-дем групп к Позитиву и Негативу. Все группы, ведущие активный образ жизни, положительно реагируют на наличие в передачах Негатива. Плохо реагируют на него лишь домохозяйки, пенсионеры и студенты. Если говорить об оппозиции групп, то рабочим противостоят студенты, а пенсионерам - бизнесмены. Т.е. Негатив и Позитив разделяет их по полюсам.

Странным выглядит у возрастных групп отношение к Позитиву. Чем старше возраст, тем больше отвращения к нему. Это что, разочарование в жизни? А вот к Негативу люди тянутся. Начинают тянуться с 20 лет и продолжают это делать до 45 годков.

Отношение к Агрессивности в передачах схоже с отношением к Негативу. Отрицательно к ней относятся домохозяйки, молодые мамы, пенсионеры и студенты. Зато хорошо к ней относятся все остальные группы. Особенно на их фоне выделяются рабочие. Если действительно агрессивные передачи способствуют сбросу накопившейся агрессии, то больше всего ее именно у рабочих.

С 20 лет и до выхода на пенсию людей привлекают агрессивные передачи. У людей старшего возраста отношение к ней меняется на противоположное. Если соотнести последние две диаграммы друг с другом, то первый минимум для возраста 25-29 лет образовался благодаря молодым мамам, а второй минимум после 49 лет - благодаря пенсионерам.

Выводы

 

Даже на уровне еженедельных программ передач проявляются существенные различия между телеканалами. Они выражены в Антропоморфных чертах, Мотивации, Инструментальной деятельности, Агрессивности и др. Названия передач в определенной степени отражают и их содержание.

Нет ничего удивительного в том, что прекратили свое существование Дарьял ТВ и ТВС. Дарьял ТВ - по причине совершенно бестолкового менеджмента, а ТВС - по причине явной провокационности по отношению к существующей власти. Наивно думать, что российская власть будет безропотно терпеть зашкаливающую агрессивность и негатив. Низкие оценки по антропоморфным чертам не добавляли симпатий к ТВС со стороны большого числа телезрителей.

Поведение больших масс людей в относительно стабильном обществе можно просчитать с высокой точностью. Оценки, представленные в данной публикации, могут быть использованы для рационального построения стратегии телевизионных каналов, направленной на повышения рейтинга и завоевания симпатий со стороны конкретных социально-демографических групп. Надежда на один лишь креатив, зависимость от удачных идей, которые могут прийти или не прийти в голову творческим людям, должна уступить место рациональному подходу. Наступило время технологий.



версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru