| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Мониторинг СМИ // Шалак Владимир

TV-мания

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

На сайте http://tvin.net.ru/ можно подписаться на еженедельную рассылку кратких анонсов художественных фильмов, демонстрируемых на различных каналах телевидения. Посмотрим, имеются ли различия между каналами в подборе фильмов.

Мы понимаем, что краткий анонс фильма - это не то же самое, что и фильм, но так или иначе рассылка рассчитана на то, чтобы ориентировать людей в их выборе, что смотреть.

Для анализа мы взяли текст рассылки за февраль 2004 года для каналов - ТНТ, ТВ-3, СТС, РТР, РЕН-ТВ, Первый канал, НТВ, Культура, ДТВ. В качестве примера анонсов от 16 февраля для каналов РТР и НТВ можно привести следующие:

РТР 8.45 "ЧОКНУТЫЕ". ("МОСФИЛЬМ". 1991 Г.)
Впервые Петербург и Царское Село соединит железнодорожная дорога. Трудно представить, что когда-то этого могло не быть! Инициатор строительства - австрийский инженер Отто фон Герстнер, приехав в Россию, наталкивается на массу сложностей и препятствий...
Режиссер: А. Сурикова.
В ролях: Наталья Гундарева, Николай Караченцов, Леонид Ярмольник, Ольга Кабо, Семен Фарада, Михаил Боярский.

НТВ12.30 "В ОСАДЕ-2". (США. 1995 Г.)
Террористы захватывают пассажирский поезд, чтобы, разместив на нем специальную аппаратуру, получить возможность управлять специальным спутником НАСА, снабженным лазерным оружием. К их несчастью этим же поездом следует и бывший командир морской пехоты Кейси Райбек со своей племянницей. Он вступает в борьбу с захватчиками и освобождает заложников, попутно уничтожив всю банду. И спасает от гибели жителей столицы Штатов - Вашингтона, на который нацеливались террористы.
Режиссер: Джефф Мэрфи.
В ролях: Стивен Сигал, Эрик Богозиан, Кэтрин Хэйгл, Моррис Честнат, Эверетт Макгилл, Брэнда Бэкки, Питер Грин, Энди Романо.

Оценки, полученные с помощью психолингвистической экспертной системы ВААЛ, нельзя в полной мере атрибутировать политике, проводимой телевизионными каналами, но определенный повод для размышлений эти оценки дать могут.

Герои, действующие в фильмах, наделяются теми или иными личностными чертами. На следующей диаграмме представлены оценки по 15 основным чертам, представленным в русскоязычной культуре. Нулевая оценка соответствует среднему значению по всем каналам, а отклонения от нее в положительную или отрицательную сторону характеризует специфику киноперсонажей конкретного канала. Например, на каналах ТНТ, Культура и ДТВ относительно общего фона они более доброжелательны, а на каналах ТВ-3 и НТВ - недоброжелательны (злобны). Аналогично и по другим чертам.

Различные исследователи обнаружили, что при общении с незнакомым человеком мы заранее ожидаем у него наличия определенных черт. А именно тех черт, которые наиболее часто встречаются у окружающих нас людей. Их совокупность можно назвать стереотипом русского/российского национального характера. Мы ожидаем, что окружающие нас люди в своем большинстве доброжелательны, умны, правдивы и немножко непрактичны. К этим же самым выводам мы пришли путем контент-анализа художественных текстов русской литературы. Результаты были в свое время частично опубликованы на нашем сайте в статье "Стереотипы национальных характеров".

Совокупность ожидаемых черт обладает особой притягательностью. Невольно вспоминаются главные герои фильма "Агент национальной безопасности" - Николаев и Краснов. Они добры, они умны, они борются за правду и справедливость, но постоянно попадают в дурацкие ситуации. Сценарист и режиссер правильно угадали, каким должен быть главный герой, чтобы зритель его полюбил.

Герои фильмов на различных каналах выглядят следующим образом:

  • ТНТ - доброжелательны и непрактичны.
  • ТВ-3 - лживы, глупы и злы.
  • СТС - в пределах средней нормы.
  • РТР - умны и немножко непрактичны.
  • РЕН-ТВ - немножко практичны и немножко глупы
  • Первый канал и НТВ - умны, практичны и злобны.
  • Культура - доброжелательны и правдивы.
  • ДТВ - доброжелательны.

В статье "Стереотипы национальных характеров" была выявлена общая структура черт русского стереотипа по всем 15 чертам. На следующей диаграмме представлены коэффициенты корреляции между русским стереотипом и наборами черт, присущих героям анализируемых каналов. Значимыми на уровне 0,05 являются коэффициенты, превышающие по абсолютной величине 0,51. Как хорошо видно, наиболее близки русскому национальному стереотипу герои фильмов на каналах РТР и Культура, а наиболее чужды - герои ТВ-3.

Аналогичные коэффициенты корреляции для стереотипа американца, каким он представлен в русскоязычной культуре, приведены на следующей диаграмме. Герои ТВ-3 и СТС близки к этому стереотипу, а герои Культуры и ДТВ совершенно отличны от него.

Оценки агрессивности содержания фильмов, как они представлены в анонсах, приведены на следующей диаграмме. Нулевая оценка - это средняя частота встречаемости агрессивно окрашенных терминов по анонсам всех каналов. Для конкретных каналов указано, на сколько процентов от средней отклоняется частота агрессивно окрашенных терминов в анонсах данного канала. Наименее агрессивны фильмы на каналах ТНТ (-38%), РТР (-27%) и Культура (-26%). Наиболее агрессивны фильмы на каналах НТВ (+42%) и Первом (+35%).

Чем мотивированы поступки героев?

  • ТНТ - дружбой, взаимопониманием +23%
  • ТВ-3 - стремлением к успеху +3%, дружбой и взаимопониманием +8%
  • СТС - стремлением к власти и подчинению других +30%
  • РТР - мотивы ниже средней нормы
  • РЕН-ТВ - стремлением к успеху +18%
  • Первый канал - стремлением к власти +10%, стремлением к успеху +20%, дружбой, взаимопониманием +20%
  • НТВ - стремлением к власти и подчинению других +33%
  • Культура - мотивы ниже средней нормы
  • ДТВ - стремлением к успеху +11%

Мотивы интересны не только сами по себе, но и в виде отношений друг к другу. Например, большая величина отношения выраженности мотива Власти к мотиву Аффиляции (социальной поддержки) характерна для тоталитарных государств, в которых интересы личности приносятся в жертву интересам государства. На следующей диаграмме представлено отношение частот слов-маркеров мотива Власти к частотам слов-маркеров мотива Аффиляции. Максимальное значение данный показатель принимает для анонсов фильмов на НТВ и СТС.

Какое ценностное отношение к окружающему нас миру пытаются донести до зрителей демонстрируемые фильмы?

  • ТНТ - практическое преобразование мира +49% и его красоту +67%.
  • ТВ-3 - ценности людских взаимоотношений +55%.
  • СТС - красоту +63%.
  • РТР - практическое преобразование мира +46% и его познание +25%.
  • РЕН-ТВ - практическое преобразование мира +11% и ценности людских взаимоотношений +17%.
  • Первый канал - познание окружающего мира +39%.
  • НТВ - все показатели ниже средней нормы.
  • Культура - красоту окружающего мира +20%.
  • ДТВ - познание окружающего мира +36%, ценности людских взаимоотношений +7%.

Таков краткий анализ анонсов художественных фильмов, показанных на различных каналах ТВ в феврале. Было бы хорошо дополнить его еще и анализом количественного и качественного состава их аудиторий, но в настоящее время необходимых данных у нас нет, и эту задачу мы отложим на более подходящее время.



версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru