| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Мониторинг СМИ // Шалак Владимир

"Давеча"

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

Мы продолжаем тему контент-мониторинга СМИ. На этот раз объектом нашего внимания оказалась еженедельная информационно-аналитическая программа "Давеча", выходящая по воскресеньям на канале НТВ. Мы попытались найти ответ на вопрос, какие параметры контента этой передачи влияют на увеличение/уменьшение ее аудитории?

Для этой цели на сайте телекомпании НТВ были взяты расшифровки всех выпусков программы "Давеча" с 07.09.2003 по 22.02.2004 и обработаны с помощью психолингвистической экспертной системы ВААЛ. Каждому из выпусков были сопоставлены доли телепрограммы по Москве и по России, т.е. количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любую другую программу) в данный момент времени, взятые на сайте службы Гэллапа www.gallup.ru. Затем были вычислены коэффициенты корреляции между психолингвистическими оценками и долями телепрограммы. Так как за анализируемый период времени вышли всего 23 программы "Давеча", то значимыми на уровне 0.05 являются коэффициенты корреляции, превосходящие по абсолютной величине 0.41, а на уровне 0.01 - коэффициенты корреляции, превосходящие по абсолютной величине 0.53.

Полученные оценки представлены на следующих диаграммах. Дадим некоторые комментарии.

Первое, что сразу бросается в глаза на следующей диаграмме, - это одинаковые знаки коэффициентов корреляции для московской и общероссийской аудитории. Хоть величины коэффициентов и не дотягивают до уровня значимости 0.05, но их однонаправленность является косвенным подтверждением влияния на предпочтения зрителей.

Второе. Положительно зрители реагируют лишь на мотив Достижения - стремление добиваться успехов в различных областях деятельности. При этом московская аудитория реагирует на него гораздо сильнее, чем общероссийская. С чем это может быть связано? Наверное с тем, что в Москве, при наличии инициативы, больше шансов добиться успеха. В провинции с этим труднее. Проявление мотива Аффиляции (социальной поддержки) и особенно мотива Власти (подчинение других для достижения собственных целей) отрицательно сказываются на размерах аудитории передачи. Это может показаться странным, потому что канал и сама программа "Давеча" довольно политизированы. Но времена меняются и с ними меняются интересы людей. Борьба уступает место созидательной деятельности. При этом успех в этой деятельности связывается уже не с коллективными усилиями и надеждой, что в случае чего окружающие люди тебе помогут, а с личной инициативой отдельного человека. Homo homini lupus est.

Общероссийская аудитория хорошо реагирует, когда разговор заходит о решении насущных проблем (Уход От) и переключает телевизор на другой канал, когда ее призывают к свершениям в будущем (Стремление К). Провинция не верит обещаниям лучшей жизни, она хочет разгрести ворох уже накопившихся проблем. Москвичи меньше обременены текущими проблемами, но цели будущего их также не интересуют.

Очень интересна следующая диаграмма. Для российской аудитории все ее оценки значимы на уровне 0.01.

В чем смысл валентности?

Полвека назад немецкий психолог Курт Левин по аналогии с физикой ввел в обиход социальных наук понятие поля. Т.е в различных проблемных ситуациях поведение человека определяется не каким-то одним фактором, а вектором одновременно действующих многих факторов. При этом окружающие явления и предметы в зависимости от конкретной ситуации приобретают различную валентность - положительную, отрицательную или нейтральную. Например, если человек заблудился в лесу, то мох на стволах деревьев будет иметь для него положительную валентность, так как помогает определить направление на юг. Положительную валентность будет иметь безоблачное небо, на котором видно положение солнца. Очевидно, что лесной туман имеет отрицательную валентность, так как затрудняет поиск правильного пути. Приближающаяся ночь с каждым часом приобретает все большую отрицательную валентность. Сперва это может привести к увеличению интенсивности поисковой деятельности, а с некоторого момента к ее прекращению и обустройству ночлега. Лай собак, мычание коровы приобретают положительную валентность, так как указывают на близость людей или жилья. В других ситуациях эти же предметы могут вообще не иметь никакой валентности.

Оценки диаграммы говорят, что общероссийская аудитория испытывает большую потребность в том, чтобы ей сказали, что в окружающем ее мире имеет для нее положительную, а что - отрицательную валентность? Что помогает сегодня выживать, а что - мешает? Людям нужны ориентиры, они запутались в этой жизни и испытывают информационный голод. Москвичи же находятся в самом центре деловой и политической активности, имеют доступ к различным источникам информации, а потому меньше нуждаются в подсказках.

Из высоких оценок по категориям, условно названным Консерватизм и Радикализм, следует, что российская провинция настроена на постепенные планомерные изменения. Она не косна и не консервативна, а выступает именно за планомерность изменений. Москвичи - радикалы. Им нравятся постоянные изменения и претит статичность.

Распространенная точка зрения, что зрители любят негатив, опровергается оценками следующей диаграммы. По крайней мере, эти оценки справедливы для зрителей информационно-аналитических программ. К Негативу равнодушны и Москва, и провинция. Позитив же у обеих аудиторий вызывает интерес. Оценки для Позитива значимы на уровне 0.05. Отрицательным является отношение к выраженной в передачах Агрессивности - люди предпочитают переключить канал.

Интересна представленная на следующей диаграмме оценка категории Иррациональность.

Коэффициент корреляции значим на уровне 0.01 и практически одинаков для обеих аудиторий. Более подробно о категории Иррациональность говорится в опубликованной на сайте статье "Об иррациональности русских". Высокие оценки говорят об определенном неблагополучии в людском мировосприятии. Люди предпочитают "рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению, причем эти события, которые человек не в состоянии до конца постичь и которыми он не в состоянии полностью управлять, чаще бывают для него плохими, чем хорошими".

Оценки для категории Неискренность говорят о том, что общероссийская аудитория хоть и слабо, но все же реагирует на недомолвки, намеки и фигуры частичного умолчания в репортажах программы. Им кажется, что за ними может что-то стоять. Москвичи к этому равнодушны.

Отношение человека к миру всегда ценностно. Для одних мир - это объект познания, для других самое важное в мире - это отношения между людьми, для третьих - гармония природы, четвертые видят свое предназначение в том, чтобы изменить мир и сделать его другим.

Оказывается, что положительно московская и общероссийская аудитории реагируют лишь на первые три типа ценностей. Практические ценности вызывают слабое отторжение у провинции и оставляют равнодушными москвичей. И еще одно обращает на себя внимание - москвичи более ценностно ориентированы, по всем четырем параметрам коэффициенты корреляции у них больше, чем у остальной России.

И последнее.

В адрес российской журналистики часто звучат упреки в том, что, будучи призвана информировать людей, она злоупотребляет собственной интерпретацией событий. Из оценок, представленных на следующей диаграмме, следует, что людям нравится, когда они слышат: "Наш корреспондент в городе N-ске сообщает...". Но когда они же слышат: "Если задуматься, то на самом деле...", их рука тянется нет пока что не к пистолету, а лишь к пульту, чтобы переключить канал. Зрители хотят получать информацию, а не выслушивать личную точку зрения ведущего.