| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Культурология // Шалак Владимир

"Черный вечер. Белый снег..." 

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

Эта статья будет интересна лишь небольшой группе людей, которых условно можно назвать эстетами.

А речь в ней пойдет об упоминании различных цветов в русской поэзии XX века.

Несколько лет назад мы составили выборку, состоящую более чем из 1500 стихотворений 300 известных поэтов XX века. Стихотворения были распределены с 1900 по 2000 гг. Затем они были объединены по пятилетним периодам времени. Таким образом, на каждый такой период пришлось в среднем 75 стихотворений. Нам было интересно соотнести выраженность различных психолингвистических характеристик анализируемого материала с трагическими событиями в истории СССР, попытаться дать свой ответ на вопрос, почему перестала существовать последняя империя нашей планеты?

Результаты предыдущих исследований поэтической выборки были представлены в нескольких статьях, с которыми можно ознакомиться в разделах Культурологии и Мониторинга СМИ.

Так почему на этот раз мы обратились к цвету?

Дело в том, что цвет имеет значительную культурно-психологическую нагрузку. В живописи и искусстве кино цвет всегда использовался как одно из мощных средств воздействия на человека. Загадке цвета посвящали свои трактаты знаменитые философы. Психологи создали специальные тесты, которые посредством оценки отношения к различным цветам позволяют производить тонкую диагностику состояния человека. Для обычного человека, принадлежащего к европейской культуре, черный цвет - цвет траура, серый цвет ассоциируется с безликостью, синий цвет несет в себе спокойствие ночи, красный цвет - возбуждает. Мы не собираемся продолжать это перечисление, так как оно будет заведомо неполным. Заинтересованным лицам лучше обратиться к специальной литературе. Мы же просто представим полученные результаты, снабдив их краткими комментариями.

Оценки на диаграммах вычислялись следующим образом. 1 - это средняя частота упоминания конкретного цвета во всей анализируемой выборке. Для конкретного пятилетнего периода оценка вычислялась как отношение частоты упоминания конкретного цвета в данный период к средней частоте во всей выборке. Например, оценка 2,75 для синего цвета в 1931-1935 гг. означает, что в этот период частота упоминания синего цвета в 2,75 раза превышала среднюю частоту его упоминания в поэзии XX века.

На каждой диаграмме черная прямая линия представляет оценку линейного тренда упоминания конкретного цвета в поэзии XX века. Если опять обратиться к синему цвету, то оценка линейного тренда говорит, что его частота в XX веке снизилась в 3 раза с 1,5 до 0,5.

"И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
и море ровной синевой
манить в простор пустынный свой."

Бунин

"И умер я... и видел пламя,
Не виденное никогда:
пред ослепленными глазами
Светилась синяя звезда."

Гумилев

"Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось."

Есенин

"Ранний полдень, летний праздник,
В синем небе - самолет.
Девки, ленты подбирая,
Переходят речку вброд..."

Твардовский

"И тебя он уведет тайком,
Бережно твои накроет плечи
Угловатым синим пиджаком. "

Долматовский

Наибольшие пики упоминания красного цвета приходятся на 1931-1935 и 1946-1950 гг. Частота же его упоминания снизилась почти в полтора раза с 1,2 до 0,8.

"Мы не рыбы красно-золотые,
Наш обычай сестринский таков:
В теплом теле ребрышки худые
И напрасный влажный блеск зрачков."

Мандельштам

"Мне светит лампа в бисерном капоте,
Ко мне плывет семейство красных чашек,
Смешливый чайник лезет, подбоченясь,
И горячо вздыхает самовар."

Луговской

"В последней четверти луна
Не понапрасну мне видна.
И желтовата и красна
В последней четверти луна"

Тарковский

"И все, что знавал я когда-то,
Встает, будто было вчера,
И красное солнце заката
Не хочет уйти до утра."

Эренбург

Пики зеленого цвета приходятся на 1911-1915 и 1971-1975 гг. Частота его упоминания также снизилась с 1,3 до 0,7, т.е. почти в два раза.

"Благодари богов, царевна,
За ясность неба, зелень вод,
За то, что солнце ежедневно
Свой совершает оборот"

Ходасевич

"Иволги кричат в широких кленах,
Их ничем до ночи не унять.
Любо мне от глаз твоих зеленых
Ос веселых отгонять."

Ахматова

"Милый! но Вы не ошиблись, что волны
И за моим нарастают окном:
Только не море -- то ветрятся волны,
Волны зеленые -- поле с овсом."

Северянин

"Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных."

Есенин

Если в начале века оценка тренда для желтого цвета составляет 1,3, то в конце - всего лишь 0,7.

 
"Желтый снег от мочи лошадиной.
Вкруг костров тяжело и дымно.
От церквей идет темный гуд.
Бабы все ждут и ждут."

Эренбург

"И храм разрушенный угрюмо созидался.
Он говорил: небес тревожна желтизна!
Уж над Евфратом ночь: бегите, иереи!
А старцы думали: не наша в том вина"

Мандельштам

"Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол."

Есенин

"На дверь присутственного места
Глядел мужик в немой тоске,-
Пред ним обрывок "манифеста"
Желтел на выцветшей доске."

Демьян Бедный

Для голубого цвета снижение частоты произошло с 1,45 до 0,55, т.е. почти в три раза.

 "В светлой чаше берез, где просветами
Голубеет сквозь листья вода,
Хорошо обменяться ответами,
Хорошо быть принцессой. О, да!"

Цветаева

"У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: "Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака..."

Ахматова

"У горних, у горних селений
Стоят голубые сады —
Пасутся в долине олени,
В росе серебрятся следы."

Клычков

На следующей диаграмме представлена суммарная оценка цветности поэзии XX века. Локальные максимумы пришлись на 1911-1915, 1931-1935 и 1971-1975 года. Глобальный минимум пришелся на 1986-1990 гг., т.е. как раз на канун развала империи СССР. Случайно ли это? Думаем, что нет. Накопившиеся к тому времени проблемы лишили жизнь красок, сделали ее отвратительной. В совокупности с другими факторами это и привело к тому, что случилось. 

Частота упоминания белого цвета в XX веке почти не претерпела изменений - 1,1 в начале и 0,9 в конце. 

"Падает снег,
Мутный и белый и долгий,
Падает снег,
Заметая дороги,
Засыпая могилы,
Падает снег..."

Анненский

"И влачит по заводям озерным
Белый челн, плывущий в небе черном,
Тусклый плен божественных сетей."

Иванов

"На город упали туманы
Холодною белой фатой...
Возникли немые обманы
Далекой, чужой чередой..."

Ходасевич

"Средь бела дня - на улицах виденья,
Бормочут что-то, шепчут в пустоту,
Расстрелы тел, душ темных искривленья,
Сам дьявол на охоте. Чу! - "Ату!"

Бальмонт

"Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луч"

Блок

Серый цвет - цвет безликости. Пики приходятся на 1936-1945 и 1971-1980 гг. Второй пик как раз охватывает эпоху Брежнева с ее застоем. Застой не мог не быть серым. Стоит также обратить внимание на то, что в 1996-2000 году начался новый рост серости. Это эпоха ельцинского застоя, когда он в очередной и последний раз взгромоздился на российский трон.

 

"Ложиться спать, вставать, съедать обед убогий,
И даже посидеть на камне у дороги,
И даже, повстречав падучую звезду
Иль серых облаков знакомую гряду"

Ахматова

"Я мохом серым нарасту на камень,
Где ты пройдешь. Я буду ждать в саду
И яблонь розовыми лепестками
Тебе на плечи тихо опаду."

Шефнер

"Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко.
Мы все разрушим изнутри и оживим,
Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,
Все теневое мы прикроем световым."

Высоцкий

"Фонари, светящие среди бела дня
в этот серенький денек.
Ждущие, зовущие, не щадящие меня —
ну, что же ты умолк? — говори;
или нет, не так."

Сатуновский

Черный цвет - цвет траура приходится на 1916-1945, 1956-1960 и 1976-1985 года. И опять рост черного в 1996-2000 гг. Минимумы черного пришлись на 1946-1950 года сразу после окончания войны и на 1961-1965 - оттепель. 

"Висел он, не качаясь,
На узком ремешке.
Свалившаяся шляпа
Чернела на песке.
В ладонь впивались ногти
На стиснутой руке. "

Ходасевич

"Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид"

Ахматова

"Мы стали псами под заборными,
Не уползти!
Уж разобрал руками черными
Викжель - пути..."

Гиппиус

"Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..."

Блок

"Сон отснился. Взыграло жестокое утро,
Души пустыри оголя.
О, как небо чуждо и пусто,
Как черна родная земля! "

Эренбург

"Человек умирает. Песок остывает согретый,
И вчерашнее солнце на черных носилках несут."

Мандельштам

"Но вот в последний раз прощаешься.
В глазах ни сине, ни черно.
О, проживешь, не опечалишься,
а мне и вовсе ничего."

Ахмадулина

"Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен...
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой черный телефон."

Заболоцкий

"Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот"

Пастернак

"Обложили, как волка, флажками,
И загнали в холодный овраг.
И зари желтоватое пламя
Отразилось на черных стволах."

Жигулин

Суммарная оценка для ахроматических цветов представлена на следующей диаграмме. 

P.S.

Интересно попробовать связать частоту упоминания цветов в поэзии XX века с люшеровским подходом. Будет ли такое наложение исторически адекватным? Если кто-нибудь из посетителей сайта проделает эту работу, мы с удовольствием ее опубликуем.



версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 2 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru