| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Культурология // Шалак Владимир

Проверим алгеброй гармонию

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

9 мая 2004 года Булату Окуджаве исполнилось бы 80 лет. 

Будучи ценителями творчества Булата Окуджавы, мы решили проанализировать его стихи, посмотреть, как с годами менялась их тематика, какие изменения происходили в самом мировосприятии поэта. Для этого с сайта http://www.fro196.narod.ru/library/okujava/chronicle.htm были скачаны 789 стихотворений поэта, распределенных по годам с 1943 по 1997. Затем они были объединены по десятилетиям и подвергнуты контент-анализу с помощью психолингвистической экспертной системы ВААЛ

На следующей диаграмме представлено распределение по годам стихотворений, ставших песнями. Это практически каждое десятое стихотворение. Диаграмма интересна при ее сопоставлении с последующими оценками. 

Следующая диаграмма показывает относительное обращение к различным системам ценностей. В целом обращение к ним выросло в 1,53 раза. При этом основную долю составляют Этические ценности, нагрузка на которые выросла в 1,48 раза. Не столь велика доля Эстетических и Гностических ценностей, которые тем не менее возросли 2,4 и 1,7 раза. Неизменной осталась лишь доля Практических ценностей

Категории Тепло и Холод составлены из таких терминов как тепло, жара, лето,... и холод, мороз, стужа, зима, .... Если в 50-е годы отношение частот категорий Холод/Тепло составляло 0,7, то в 90-е годы оно выросло до 1,33. К концу жизни в стихотворениях стало больше холода.

 

Категории Тихо и Громко составлены из терминов тихий, тишина, шелест, шепот, ... и шумный, барабан, кричать, греметь, .... В 50-е годы стихотворения Окуджавы наполнены и громкими, и тихими звуками, их соотношение примерно равно 1,07. В 70-90-е годы тихих звуков поубавилось, и соотношение Громко/Тихо выросло до 1,92, палитра звуков изменилась в пользу громких. 

Упоминание Друзей и Врагов представлено на следующей диаграмме. Обращает на себя внимание рост частоты Врагов в последние годы жизни поэта.

Обращение к темам Любви - любовь, любить, влюбиться, полюбить - и Женщин - барышня, дама, девочка, девушка, женщина - показано ниже. Наибольшей частотой характеризуются 50-70-е годы, на которые приходится и наибольшее число стихотворений, ставших песнями. 

Следующая диаграмма - соотношение категорий Радости и Грусти, состоящих из слов радость, веселье, счастье,... и грусть, тоска, печаль,... Если в 50-е отношение Грусть/Радость равно 0,75, то в 90-е оно возросло до 1,27.

Оценка изменения частоты обращения к различным Репрезентативным системам представлена на следующей диаграмме. Нулевая оценка - это средняя частота за весь анализируемый период. Положительные и отрицательные отклонения от нее показывают, на сколько процентов больше или меньше средней частота встречаемости терминов конкретной категории в данный период.

50-е годы - относительно высокая частота зрительных и слуховых образов. В 60-е годы к ним добавляются еще и чувственные (вкус, обоняние, осязание) образы. 70-90-е годы характеризуются снижением частот зрительных, слуховых и чувственных образов. В 90-е годы наблюдается резкий всплеск частоты обращения к Рациональному каналу восприятия информации, все остальные каналы уходят в минус. Окуджава перестает просто описывать мир вокруг себя, он пытается его осмыслить. 

Оценки Положительной и отрицательной валентности показывают изменения частоты упоминания факторов, которые способствуют или же мешают достижению поставленных целей, помогают или мешают жить. Если оценки категории Положительной валентности относительно стабильны, то этого нельзя сказать о категории Отрицательной валентности. В 80-90-е годы Окуджава в своих стихотворениях все чаще обращает внимание на мешающие жить факторы. 

Следующая диаграмма представляет средние весовые оценки двух личностных черт (Раздражительности и Доброжелательности) героев, присутствующих в стихотворениях поэта. 50-70-е - рост Доброжелательности при низком значении Раздражительности. 80-90-е - рост Раздражительности при снижении Доброжелательности.

На последних двух диаграммах представлены оценки частот упоминания различных цветов в стихотворениях Окуджавы. На первой показана относительная окраска стихотворений в различные периоды. Весь анализируемый период характеризуется снижением цветового содержания стихотворений. Больше всего цвета в 50-60-е годы. В 50-е доминируют синий, голубой и белый. 60-е - белый и красный. 70-е - красный и черный. 80-е - белый и черный. В 90-е содержание цветов резко снижается. Наиболее ярко расцвечены стихотворения тех лет, которые оставили нам больше всего песен. 

Оценки на второй диаграмме вычислялись по несколько более сложной формуле, которая позволяет судить не просто об окраске стихотворений, а о предпочтениях к тому или иному цвету в разное время. Эта формула выглядит следующим образом: 

(Частота_в_данный_период - Средняя_частота)/Стандартное_отклонение

Из математической статистики известно, что если данная оценка по абсолютной величине превышает 2, то отклонение от нормы (Средней частоты) является существенным на 5% уровне, т.е. вероятность того, что такое отклонение случайно, не превышает 0,05. Именно на такие отклонения мы и будем обращать внимание.

50-е - предпочтения (+) синего и (+) голубого при отвержении (-) красного цвета. 
60-е - предпочтения (+) белого, (+) красного и (+) зеленого цветов. 
70-е - предпочтений нет, есть лишь неприятие (-) белого цвета. 
80-е - неприятие (-) голубого, (-) синего, (-) красного и (-) желтого цветов. 
90-е - неприятие (-) синего, (-) белого, (-) зеленого и (-) черного цветов. 

Эта последняя диаграмма понадобилась нам потому, что мы захотели попробовать применить к ним результаты исследования М.Люшера по цветовым сигналам личности. Согласно Люшеру, цветовые предпочтения во многом определяются психологическим состоянием человека. Мы использовали работу М.Люшера "Цвет вашего характера". Суммарно пять десятилетий можно охарактеризовать следующим образом: 

50-е - Стремится к мирному и гармоничному состоянию, спокойному удовлетворению своих желаний. Хочет ощущать принадлежность к своему окружению. Возмущен при мысли о том, что он не сможет добиться своих целей и расстроен, сознавая свою беспомощность изменить хотя бы что-нибудь в этом отношении. Чрезмерно перенапряг свои силы и чувствует себя как в осажденной крепости. Возможно находится на грани нервного срыва. 

60-е - Оживленный, яркий, испытывающий радость от своей деятельности. Активность направлена на достижение успеха, больших побед. Желает жить полной жизнью. Стремится достичь четкости и гибкости ума, чтобы стать независимым вопреки трудной ситуации. Готов преодолевать сопротивление, чтобы добиться признания.

70-е - ... 

80-е - Существующее положение или отношения не удовлетворяют его, но он чувствует, что не в состоянии изменить их. Не желает, чтобы люди знали о его душевной уязвимости, а поэтому продолжает сопротивляться своим влечениям. Эти усилия не только угнетают его, но и вызывают раздражение, нетерпение, суетливость. Одновременно он пытается либо найти реальный выход из этой ситуации, либо постараться забыть о ней. Возмущен при мысли о том, что он не сможет добиться своих целей и расстроен, сознавая свою беспомощность изменить хотя бы что-нибудь в этом отношении. Нереализованные надежды вызвали неуверенность и дурные предчувствия. Испытывает потребность в том, чтобы обрести уверенность, избежать новых разочарований. Сомневается в том, что его дела улучшатся в будущем, и эта отрицательная оценка вынуждает его выдвигать преувеличенные требования и идти на разумный компромисс.

90-е - Существующее положение или отношения не удовлетворяют его, но он чувствует, что не в состоянии изменить их. Не желает, чтобы люди знали о его душевной уязвимости, а поэтому продолжает сопротивляться своим влечениям. Эти усилия не только угнетают его, но и вызывают раздражение, нетерпение, суетливость. Одновременно он пытается либо найти реальный выход из этой ситуации, либо постараться забыть о ней. Упорство и сила воли ослабли под давлением существующих трудностей. Чувствует, что его силы на исходе, что он измучен, ничего не добился, но все же старается выстоять. Он воспринимает эту неблагоприятную ситуацию, как физически ощутимое бремя, которое ему невыносимо и которое он хотел бы сбросить, но он не в состоянии принять необходимое решение. Желает быть независимым, свободным от запретов и препятствий, кроме тех, что он сам устанавливает для себя по своему выбору.

Выводы

 

1. Контент-анализ стихотворений Булата Окуджавы 50-90-х годов позволил обнаружить в них существенные изменения некоторых психолингвистических параметров.

2. Главной темой, которая всю жизнь интересовала поэта, были гармонические взаимоотношения между людьми.

3. 50-е годы можно обозначить как годы поиска и самоутверждения поэта. В стихотворениях много цвета, звуков, тепла, любви, женщин, радости. Оппозиция друзей и врагов еще не проявляет себя, поэт относительно мало внимания обращает на трудности жизни (отрицательная валентность), многие его стихотворения становятся песнями.

4. Состояние внутренней гармонии и расцвет творчества приходятся на 60-е. Он активен, еще больше стихотворений становятся песнями, они насыщены образами, больше цвета, любви, друзей. Все так же мало внимания уделяет он трудностям жизни.

5. 70-е годы характеризуются начавшимся переломом в его творчестве и первыми предпосылками внутреннего кризиса. Все так же много любви и женщин, еще больше друзей, герои спокойны и доброжелательны, но начала беднеть звуковая палитра, меньше стало цвета, начала снижаться нагрузка на репрезентативные системы, несколько возросла нагрузка на отрицательную валентность.

6. 80-90-е - годы кризиса. Причинами кризиса могли быть возрастные изменения с наложением на них тех событий, которые происходили в стране. Относительно мало стихотворений стали песнями. Больше стало холода, грусти и врагов, меньше - друзей, женщин, любви и радости, обеднела звуковая палитра, герои стали раздражительны и недоброжелательны, произошло сильное падение цветового содержания. В стихотворениях значительно реже стали встречаться чувственные образы, им на смену пришел рассудок (рациональный канал). Все больше внимания уделяется отрицательным жизненным факторам (отрицательная валентность).

7. Любопытной представляется попытка применить к стихотворному творчеству Окуджавы теорию Люшера о цветовых сигналах личности. Любопытной потому, что в данном случае мы имеем дело не с физическими цветами, а лишь с их названиями в языке. Люшеровская интерпретация предпочтения/неприятия цветов в данном случае достаточно хорошо коррелирует с суммарной интерпретацией остальных психолингвистических оценок.




версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru