| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Культурология // Шалак Владимир

Есенин

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

За неделю, прошедшую после опубликования исследования, посвященного Булату Окуджаве, довольно много посетителей нашего сайта обратились к нам с просьбой провести аналогичный анализ творчества и других поэтов. Чаще всего упоминался Сергей Есенин. Это и не удивительно. Приходит время, и каждый школьник заболевает его стихами.

Выдержки из автобиографии Сергея Есенина:

Родился 1895 г. 4 октября. Сын крестьянина Рязанской губ., Рязанского уезда, села Константинова. Детство прошло среди полей и степей.

Читать начал с 5 лет под руководством дяди. Стихи с 8 лет. Учился много, но ничего не кончил.

... сознательное творчество отношу к 16—17 годам.

После школы с 16 лет до 17 жил в селе. 17 лет (1912) уехал в Москву и поступил (1913) вольнослушателем в Университет Шанявского. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно грянул (март 1915) в Петербург. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта.

В 1916 году был призван на военную службу. При некотором покровительстве полковника Ломана, адъютанта императрицы, был представлен ко многим льготам.

1917 году произошла моя первая женитьба на 3. Н. Райх.

1918 году я с ней расстался, и после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918-21 гг.

Самое лучшее время в моей жизни считаю 1919 год. Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена. В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма.

1919-1921 годы ездил по России: Мурман, Соловки, Архангельск, Туркестан, Киргизские степи, Кавказ, Персия, Украина и Крым.

1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании. После заграницы (1924) я смотрел на страну свою и события по-другому.

Покончил с жизнью 28 декабря 1925 года.

В качестве материала для анализа мы взяли полное собрание сочинений Сергея Есенина. Стихотворения были сгруппированы по годам. Инструмент анализа - психолингвистическая экспертная система ВААЛ.

Сам анализ мы решили провести по тем же параметрам, которые были выбраны для оценки творчества Б.Окуджавы.

Основное внимание в стихотворениях Есенина уделяется Этическим и Гностическим системам ценностей. Для них процентный рост составил 1,6 раза.

Холод - зима, мороз, стужа - в стихотворениях Есенина превалирует над теплом - жара, лето, горячо. К концу жизни температурные образы встречаются у него реже, чем в начале.

Громкие - кричать, шуметь, греметь - и тихие - затихнуть, шептать, шелестеть - звуки встречаются у него одинаково часто.

Есенин много пишет о друзьях. Самый большой пик приходится на 1922 года. В 1921 году ему предшествует пик врагов. Интересно было бы узнать у биографов поэта, что могло явиться причиной этого? Автобиография ответа не дает.

Темы любви - любить, влюбиться, полюбить - и женщин - барышня, девочка, девушка, женщина - представлены на следующей диаграмме. Женитьба в 1917 году на З.Райх мало отразилась в стихах Есенина. Гораздо более сильное влияние оказала женитьба в 1921 году на А.Дункан.

Тема грусти и печали характерна для периода с 1911 по 1915 год. Незначительный ее подъем наблюдается также в 1923-24 гг.

Очень интересна следующая диаграмма, на которой показаны сравнительные доли слов-маркеров для положительной и отрицательной валентности. Их совместный рост можно интерпретировать как взросление, обретение поэтом зрелости. Если в начале творческого пути мир предстает для него малодифференцированным, то к концу жизни все больше и больше объектов и явлений окружающей действительности приобретают либо положительную, либо отрицательную валентность. Это как раз и означает дифференциацию мира в процессе его освоения/изучения.

И напоследок мы обращаемся к оценкам цветовых образов, встречающихся в стихотворениях Есенина. Максимально насыщены такими образами стихи, написанные в период с 1913 по 1920 год. Цветовые минимумы приходятся на 1911-12 и 1921-22 гг.

На следующей диаграмме представлены статистически значимые оценки приятия/неприятия Есениным тех или иных цветов. Обращать внимание следует лишь на те оценки, которые по абсолютной величине не меньше 2.

1912 (-) синий
1914 (-) желтый
1916 (+) красный
1917 (+) красный, (+) синий
1922 (-) черный
1924 (-) зеленый, (-) синий, (-) желтый
1925 (-) красный, (-) зеленый

Для их интерпретации будем использовать работу М.Люшера "Цвет вашего характера".

1912 - Не желает расслабляться и уступать. Не допускает истощения и упадка сил, старательно поддерживая активную деятельность. Беспокойное неудовлетворение жизнью. Существующее положение или отношения не удовлетворяют его, но он чувствует, что не в состоянии изменить их и достичь желаемого им ощущения принадлежности к своему окружению. Не желает, чтобы люди знали о его душевной уязвимости, а поэтому продолжает сопротивляться своим влечениям. Эти усилия не только угнетают его, но и вызывают раздражение, нетерпение, суетливость. Одновременно он пытается либо найти реальный выход из этой ситуации, либо постараться забыть о ней.

1914 - Стрессы, вызванные разочарованием, привели к волнению. Нереализованные надежды вызвали неуверенность и дурные предчувствия. Испытывает потребность в том, чтобы обрести уверенность, избежать новых разочарований. Опасается, что его обходят, а он утрачивает свое положение и престиж. Сомневается в том, что его дела улучшатся в будущем, и эта отрицательная оценка вынуждает его выдвигать преувеличенные требования и идти на разумный компромисс.

1916 - Оживленный, яркий, испытывающий радость от своей деятельности. Активность направлена на достижение успеха, больших побед. Желает жить полной жизнью.

1917 - Оживленный, яркий, испытывающий радость от своей деятельности. Активность направлена на достижение успеха, больших побед. Желает жить полной жизнью. Стремится к мирному и гармоничному состоянию, спокойному удовлетворению своих желаний. Хочет ощущать принадлежность к своему окружению.

1922 - Стресс, вызванный интенсивностью чувств. Желает быть хозяином своей судьбы. Желает быть независимым, свободным от запретов и препятствий, кроме тех, что он сам устанавливает для себя по своему выбору.

1924 - Волевое начало, настойчивость, способность выстоять перед лицом враждебных сил, - все это может рухнуть под напором чрезвычайного стресса, который он испытывает. Нежелание принять необходимые шаги для того, чтобы выйти из стрессовой ситуации. Упорство и сила воли ослабли под давлением существующих трудностей. Чувствует, что его силы на исходе, что он измучен, ничего не добился, но все же старается выстоять. Он воспринимает эту неблагоприятную ситуацию, как физически ощутимое бремя, которое ему невыносимо и которое он хотел бы сбросить, но он не в состоянии принять необходимое решение. Не желает расслабляться и уступать. Не допускает истощения и упадка сил, старательно поддерживая активную деятельность. Беспокойное неудовлетворение жизнью. Существующее положение или отношения не удовлетворяют его, но он чувствует, что не в состоянии изменить их и достичь желаемого им ощущения принадлежности к своему окружению. Не желает, чтобы люди знали о его душевной уязвимости, а поэтому продолжает сопротивляться своим влечениям. Эти усилия не только угнетают его, но и вызывают раздражение, нетерпение, суетливость. Одновременно он пытается либо найти реальный выход из этой ситуации, либо постараться забыть о ней. Стрессы, вызванные разочарованием, привели к волнению. Нереализованные надежды вызвали неуверенность и дурные предчувствия. Испытывает потребность в том, чтобы обрести уверенность, избежать новых разочарований. Опасается, что его обходят, а он утрачивает свое положение и престиж. Сомневается в том, что его дела улучшатся в будущем, и эта отрицательная оценка вынуждает его выдвигать преувеличенные требования и идти на разумный компромисс.

1925 - Подавленное накопленное волнение, вызванное стремлением оказывать сопротивление всем новым источникам возбуждения. Такое состояние ведет к раздражимости, взрывам злости и даже к сексуальным неврозам. Беспомощность. Ситуация крайне опасная. Возмущен при мысли о том, что он не сможет добиться своих целей и расстроен, сознавая свою беспомощность изменить хотя бы что-нибудь в этом отношении. Чрезмерно перенапряг свои силы и чувствует себя как в осажденной крепости. Возможно находится на грани нервного срыва. Волевое начало, настойчивость, способность выстоять перед лицом враждебных сил, - все это может рухнуть под напором чрезвычайного стресса, который он испытывает. Нежелание принять необходимые шаги для того, чтобы выйти из стрессовой ситуации. Упорство и сила воли ослабли под давлением существующих трудностей. Чувствует, что его силы на исходе, что он измучен, ничего не добился, но все же старается выстоять. Он воспринимает эту неблагоприятную ситуацию, как физически ощутимое бремя, которое ему невыносимо и которое он хотел бы сбросить, но он не в состоянии принять необходимое решение.

Выводы

1. Творчество Сергея Есенина можно условно разделить на три периода. Первый - 1910-12 гг до приезда в Москву. Второй - от приезда в Москву до женитьбы на Айседоре Дункан в 1921 году. Третий период - поездка за границу и возвращение.

2. В стиха Есенина отразился процесс взросления деревенского паренька, приехавшего жить в большой город.

3. Отношения с Айседорой Дункан были самой большой любовью поэта. Эта тема начинает доминировать именно с 1922 года.

4. Женитьба на А.Дункан и последующая поездка за границу оказались переломными в жизни Есенина. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на диаграмму цветовых образов. В Советскую Россию он вернулся другим человеком.

5. Теория М.Люшера о цветовых сигналах личности оказалась применима и в случае Есенина. Интерпретация неприятия цветов в 1924-25 гг удивительно точно описывает его кризисное состояние, которое в конечном счете привело к самоубийству.



версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru