| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Бизнес, маркетинг // Шалак Владимир

Летний "банковский кризис"

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

Несостоявшийся банковский кризис вызывает много вопросов. Как могло случиться, что люди поддались мало обоснованной панике и стали в такой спешке снимать свои деньги со счетов в коммерческих банках, что Центробанку пришлось выделить дополнительно более 25 млрд. наличности? Кто его спровоцировал? Кто выиграл? Гарантированы ли мы от повторения подобного?

В настоящей статье будет проведен анализ динамики появления Интернет-публикаций, имеющих отношение к этим событиям. В качестве инструмента была использована компьютерная программа Vaal(R) for Web, предназначенная для контент-анализа информации, размещенной в сети Интернет. Был выбран период с 1.06.2004 по 24.07.2004. Т.е. 54 дня, на которые и пришелся пик «кризиса» 5-6 июля 2004 года.

На диаграмме 1 представлена динамика изменения количества сайтов, на которых размещались новые статьи, так или иначе касающиеся «банковского кризиса». Максимум, около 3600 сайтов, пришелся на 9 июля. В последующие дни наметился спад внимания к этому вопросу.

Диаг.1

На диаграмме 2 показана динамика появления новых документов, размещенных на сайтах в это время. Максимум, около 52 тысяч, приходится также на 9 июля.

Диаг.2

Следующая диаграмма представляет оценки интенсивности освещения «банковского кризиса» в сети Интернет.

Диаг. 3

Для более пристального анализа нами был выбран ряд СМИ, имеющих, согласно Top 100, наиболее высокий рейтинг посещаемости их Интернет-сайтов.

Информационная служба Strana.ru
Интернет-газета Gazeta.ru
Интернет-газета Lenta.ru
Поисковая служба Rambler.ru (новостной раздел)
«Известия» (www.izvestia.ru)
«Финансовые известия» (www.finiz.ru)
«Комсомольская правда» (www.kp.ru)
«Независимая газета» (www.ng.ru)
«Московские новости» (www.mn.ru)
«Аргументы и факты» (www.aif.ru)
РИА Новости (www.rian.ru)
Интернет-ресурс Inosmi.ru

Для каждого из анализируемых ресурсов был построен график частоты появления новых публикаций по теме «банковского кризиса» и вычислен коэффициент корреляции между этой частотой и оценками диаграммы 1. Т.е. ставилась задача попытаться обнаружить связь между этими параметрами. Могли ли публикации в наиболее рейтинговых СМИ спровоцировать панику вкладчиков, в качестве индикатора которой была взята частота появления сайтов с публикациями по интересующей нас теме? Эти оценки представлены на диаграмме 4. Красным цветом выделены оценки коэффициентов корреляции, значимые на уровне 0,001. Синим - оценки, значимые на уровне 0,01. Зеленым - оценки, значимые на уровне 0,05. Серым - статистически незначимые оценки.

Диаг.4

Априори можно было предположить, что в ситуации отсутствия сильной связи между этими двумя параметрами самыми высокими будут оценки именно у Интернет-изданий Strana.ru, Lenta.ru, Gazeta.ru и Rambler.ru, деятельность которых как раз и заключается в оперативном отслеживании происходящих событий и информировании о них в глобальной сети. Т.е. модель описываемых событий представлялась следующим образом. Среди вкладчиков начинается паника, в сети Интернет на различный сайтах появляется информация о кризисе доверия коммерческим банкам. Параллельно с этим те же события отслеживаются и оперативно освещаются упомянутыми выше специализированными электронными СМИ. Корреляция между этими двумя рядами должна быть высокой. Отсутствие ее говорит о наличии других факторов, которые влияли на рост числа проблемных сайтов. Судя по всему, свою роль сыграли публикации на серверах «Финансовых известий», «Известий», «Комсомольской правды», Inosmi.ru, РИА Новости, «Независимой газеты». В этом нас убеждают и результаты анализа временных рядов, представленные на диаграмме 5.

Диаг.5

Эти оценки представляют собой коэффициенты корреляции между частотами появления новых публикаций первой шестерки лидеров и частотами появления с временным лагом в 0, 1 ,…, 7 дней аналогичных публикаций на серверах глобальной сети. Из графиков видно, что публикации в «Финансовых известиях» и «Известиях» продолжали оказывать существенное влияние на появление новых статей по «кризису» в течение 7 последующих дней. Быстрое снижение оценок у «Комсомольской правды», Inosmi.ru, РИА Новости и «Независимой газеты» говорит о том, что они скорее откликались на происходящие события, чем активно формировали их.

Обратимся к графикам частоты появления новых публикаций на анализируемых сайтах.

Диаг.6

Первый пик частоты, 1099 публикаций, приходится на 30 июля, за 6 дней до паники, а второй пик, 913 публикаций, приходится на 4 июля, накануне начала паники. Сомнения вызывают чересчур большие частоты – практически невозможно за один день произвести и разместить столько новых статей. Разгадка заключается в том, что наряду с новыми публикациями, сообщения о «кризисе доверия банкам» появились на главной странице сайта и потому были многократно проиндексированы поисковыми системами. Т.е. ответ на любой запрос к сайту «Финансовых известий» подавался в сопровождении информации о «кризисе».

Диаг.7

Столь же высоки оценки частот и для сайта газеты «Известия». У нее также сообщения о «кризисе» были вынесены на первую страницу. Главное отличие от «Финансовых известий» заключается в том, что пик частоты, 1291 публикация, приходится на 7 июля.

Диаг.8

«Комсомольская правда» - 601 публикация 8 июля.

Диаг.9

Периодичность появления пиков на сайте Inosmi.ru объясняется скорее всего тем, что главное его назначение – периодический обзор зарубежных СМИ.

Трудно сказать, были ли высокие частоты появления новых публикаций на сайтах «Финансовых известий», «Известий» и «Комсомольской правды» случайными, но аналогичные частоты на сайте «АиФ» выглядят вполне естественными – максимум, 18 публикаций, 5 июля.

Диаг.10

Столь же нормальны частоты новых публикаций на Lenta.ru.

Диаг.11

Основной вывод, который можно сделать из результатов проведенного исследования, заключается в следующем. На поведение вкладчиков во время кризиса могли повлиять публикации в сетевых СМИ. Очевидно, что люди, имеющие сбережения в коммерческих банках, принадлежат к социально-активной части населения. В качестве одного из основных альтернативных источников информации они используют сеть Интернет. Среди периодических изданий индекс цитируемости сайта газеты «Известия», согласно Яндексу, является вторым по величине (13000) и уступает лишь индексу (15000) Gazeta.ru. Среди специализированных изданий индекс цитируемости «Финансовых известий» (1900) равен индексу ежедневной аналитической газеты «RBC Daily» и значительно превышает индексы других изданий сходной тематики. Во время «кризиса» материалы, публикуемые на сайтах «Финансовых известий» и «Известий» могли повлиять на решения, которые принимали люди в поисках спасения своих вкладов. Высокие индексы цитирования изданий привели к тому, что подаваемая ими информация стала доминирующей. Мнения, высказанные на страницах «Финансовых известий» активно транслировались другими популярными Интернет-ресурсами. В этом убеждает следующая диаграмма.

Диаг. 12

Для того, чтобы получить представление о содержании публикаций «Известий» и «Финансовых известий», приведем лишь некоторые цитаты из их статей:


«Где хранить деньги во время банковского кризиса?»
«Россия на пороге беспрецедентного банковского кризиса?»
«Агентство Moody's пересматривает рейтинги 22 российских банков».
«Кризис может изменить динамику цен на жилье».
«Спираль кризиса раскручивается. Власти отрицают очевидное».
«Будет ли банковский кризис в России? Да, случится в 2004 году».
«Как минимум половине из 1300 ныне действующих банков уготована участь вынужденного банкротства или слияния с другими банками».
«Эксперты: гибель Содбизнесбанка и "Кредиттраста" провоцирует банковский кризис».
«Отзыв лицензии у Содбизнесбанка и заявление о самоликвидации банка "Кредиттраст" вызвали нестабильность на рынке, которая может перерасти в полномасшабный....»
«Когда случается банковский кризис? Тогда, когда все клиенты банка приходят в банк с одной целью - забрать свои деньги. И не важно, вкладчики это делают или фирмы, держащие в банке свои счета».
«Пострадала надежность еще двух российских банков».
«Кризис из межбанковского перерастает в общеэкономический».
«Чем закончится банковский кризис? Скоро все нормализуется. Исчезнут мелкие и слабые банки».
«Руководству Центробанка РФ известно, кто спровоцировал слухи о банковском кризисе в стране».
«Банковский кризис. Низы должны объяснить верхам, как жить дальше».
«Следующий из этого практический вывод - до февраля никакого банковского кризиса не будет. Зато будет серьезное ухудшение финансовых результатов банков во втором полугодии по сравнению с первым. А уже потом у отдельных банков может случиться кризис - если их клиенты от объявленных результатов так расстроятся,..»
«Кризис недоверия. Проблемные банки должны готовиться к худшему».
«Во вторник, 29 июня, еще один банк "средней руки надежности", обладающий довольно широкой сетью...»
«Из кома слухов под названием "банковский кризис" обозначился еще один конкретный - и немалых размеров по российским меркам - фигурант: Гута-банк. 6 июля офисы Гута-банка с раннего утра...»
«Банковский кризис, наличие которого власти продолжают отрицать, продолжает развиваться вне зависимости от их заверений в обратном. Нельзя сказать, что банкиры совсем уж не виноваты в кризисе. Собственно говоря, вся политика коммерческих банков способствовала тому...»

Выбора у людей не оставалось – необходимо идти и срочно забирать свои деньги.

Остается лишь ответить на вопрос о том, кто нажился на этой панике. Ответ очевиден – ГОСУДАРСТВО. Подтверждением тому служит следующая диаграмма, на которой представлены результаты сравнительного анализа двух временных рядов – интенсивности освещения в сети Интернет «банковского кризиса» и величиной капитализации Сбербанка РФ по данным РТС. Коэффициенты корреляции между двумя рядами вычислялись для временных лагов в 0, 1 ,…, 7 дней.

Диаг. 13

Хорошо видно, что повышение/понижение интенсивности освещения «банковского кризиса» в сети Интернет приводило с небольшой временной задержкой к увеличению/снижению капитализации Сбербанка РФ. Для временного лага в 6 дней величина коэффициента корреляции необыкновенно высока и составила 0,79. Т.е. сила связи приблизилась к функциональной.


Выводы

Если рассматривать произошедшие события с точки зрения перераспределения денег как источника власти, то победу в этой скоротечной схватке одержало ГОСУДАРСТВО, и помогли ему СМИ. Вот только не окажется ли эта победа пирровой?



версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru