| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Политика // Шалак Владимир

Россия опять беременна - 3

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

«Ведь сила и справделивость так притягательны, это почти как вирус. То же самое и с протестом»
Константин Бочарский 16.12.2012

«Степень недовольства, иногда даже граничащего с ненавистью, очень высока сейчас, это понятно. И на этом фоне надо добиваться реальных изменений. Говорят, что очень сильны настроения по неприятию власти в целом».
Первый вице-премьер Игорь Шувалов 14.12.2012

«Коренной вопрос всякой революции есть вопрос о власти в государстве. Без уяснения этого вопроса не может быть и речи ни о каком сознательном участии в революции, не говоря уже о руководстве ею. В высшей степени замечательное своеобразие нашей революции состоит в том, что она создала двоевластие. Этот факт надо уяснить себе прежде всего; не поняв его, нельзя идти вперед. Старые "формулы" большевизма надо уметь дополнить и исправить, ибо они, как оказалось, были верны в общем, но конкретное осуществление оказалось иное. О двоевластии никто раньше не думал и думать не мог. В чем состоит двоевластие? В том, что рядом с Временным правительством, правительством буржуазии, сложилось еще слабое, зачаточное, но все-таки несомненно существующее на деле и растущее другое правительство: Советы рабочих и солдатских депутатов».
Ленин В.И. «О двоевластии» 1917

В третьей публикации, посвященной исследованию отношения к революции в блогах и социальных сетях, будут приведены оценки потребностей и мотивов, которые движут людьми.

Потребности

Проснувшись ранним утром, я прежде всего хочу есть. Иду на кухню, открываю холодильник и вижу, что там … шаром покати. Я понимаю, чтобы удовлетворить свою внутреннюю потребность в еде, я должен что-то сделать. Чем сильнее выражены мои потребности, тем более активной будет моя деятельность, направленная на их удовлетворение.

Между моментом возникновения потребности и моментом ее удовлетворения может пройти некоторое время. Хорошо, если потребность не требует сиюминутного удовлетворения, и человек может потерпеть. В противном же случае он может пойти на совершение самых разных, в том числе и асоциальных, поступков.

Коммунисты очень хорошо понимали ту роль, которую играют в нашей жизни потребности и их удовлетворение. Именно поэтому одним из главных лозунгов социализма было «От каждого по - способностям, каждому - по труду», а целью коммунизма ставилась гармонизация внутренних и внешних потребностей - «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям».

При капитализме цель гармонизации потребностей не ставится. Достаточно того, чтобы стремление к удовлетворению внутренних потребностей заставляло выполнять любую, пусть даже самую ненавистную, работу. «… современный маркетинг часто критикуют за то, что он превратил рынок в механизм, скорее создающий потребности, чем их удовлетворяющий. Подобные критические утверждения касаются важной проблемы, которую не следует игнорировать. Они вступают в явное противоречие с выводами классического анализа приоритета потребителя, являющегося краеугольным камнем рыночной экономики. Невозможно оправдать социальную роль фирм по удовлетворению потребностей, если эти потребности создали сами же фирмы» Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. 1996.

Внутренние потребности, пусть даже сильно выраженные, не всегда приводят к реальным действиям по их удовлетворению. Вы можете сильно хотеть отомстить обидчику, но так и не воплотить это в практические действия. Лишь тогда, когда ваша обида примет форму «я должен отомстить обидчику», велика вероятность, что так и произойдет.

На поведение любого человека оказывают влияние оба вида потребностей. Можно даже вычислить социально-культурную норму их соотношения. В оценках нас в первую очередь интересовало отклонение выраженности внутренних и внешних потребностей людей от их социально-культурной нормы, которая была принята за 100%.

На приведенных ниже диаграммах представлено процентное отклонение от социально-культурной нормы

В целом по Москве внешняя потребность выражена слабее, чем в других регионах, и даже не дотягивает до социально-культурной нормы. Тревогу вызывают Сибирь и особенно Урал, где уровень внешней потребности в два раза превышает уровень внутренней.

Возрастная диаграмма вполне предсказуема. Поведение людей старшего возраста, как более опытных, определяется внешними потребностями, а не внутренними.

Диаграмма выраженности потребностей в зависимости от гендерных признаков также вполне предсказуема для современного российского общества. Когда мужчины пишут о революции, они гораздо чаще говорят о ней в терминах долженствования, а не желания. У женщин внутренние потребности идут рука об руку с внешними.

Наиболее информативна диаграмма для москвичей, так как на ней представлены оценки для разбивки на четыре группы по возрасту (младше/старше 30) и по полу (женский/мужской). Женщины, практически независимо от возраста, предпочитают говорить о революции в терминах хочу/не хочу. У мужчин младше 30, а это в основном школьники, студенты и люди, вступающие во взрослую жизнь, также сильнее выражена внутренняя потребность. Кардинальная смена главенствующего типа потребности происходит у них после 30. На первое место выходит долженствование. Именно они и составляют костяк людей, которые заинтересованы и могут начать играть ведущую роль в революционных преобразованиях. Остальные три группы будут при этом ведомыми.

Небольшое отступление

Пока готовилась эта публикация, Сергей Доренко в Твиттере опубликовал результаты телефонного опроса «Русской службы новостей» на тему революции в России. Результаты достаточно красноречивы и полностью подтверждают выводы нашего исследования.

Такие же настроения можно услышать в интервью с людьми, пришедшими 15 декабря 2012 к Соловецкому камню.


Людмила, 62 года:
У меня трое детей и пятеро внуков. Я не хочу, чтобы они жили в стране, где всё перевернуто с ног на голову. У меня дома полно своих хлопот, но приходиться заниматься политикой.
Оксана, 19 лет:
В России явно происходит что-то не то. Почему обычным людям не дают даже просто гулять по центру Москвы? Власть боится сегодня любого шороха. Наверное, потому, что жизнь у нас такая. Моя старшая сестра окончила институт и не может найти работу по специальности. Я сама учусь, но тоже не знаю, что ждет в будущем.
Дмитрий, 38 лет:
У меня небольшой бизнес. С каждым годом работать становится всё сложнее и сложнее. То, что я зарабатываю, хватает только на то, чтобы прокормить семью. Но даже сказать об этом сейчас не дают. Я буду приходить на все протестные акции, чтобы показать нашим правителям, что мириться со свинством мы не намерены.

Социальные мотивы

Прежде всего нас будут интересовать наиболее изученные социальные мотивы Власти, Достижения и Аффиляции.

Мотив Власти направлен на приобретение и сохранение ее источников, либо ради связанного с ними престижа и ощущения власти, либо ради влияния на поведение и переживания, других людей, которые, будучи предоставлены сами себе, не поступили бы желательным для субъекта образом. Влияние это должно так изменить их поведение, чтобы оно способствовало удовлетворению потребности субъекта. Сама эта деятельность может совершаться ради своего собственного или чужого блага или же ради какой-либо высшей цели; она может принести другому вред либо оказать ему помощь.

Для успешного воздействия на мотивационную основу другого человека применяющий власть должен иметь в своем распоряжении определенные ресурсы. Такие ресурсы, особые для каждого мотива, называются источниками власти.

  • Власть вознаграждения (денег).
  • Власть принуждения, или наказания. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически.
  • Нормативная власть (закона).
  • Власть авторитета.
  • Информационная власть.

Чем шире круг подвергаемых влиянию людей, чем они дальше от субъекта и чем в большей степени анонимны для него, тем к более сильным средствам воздействия он прибегает. Для людей с выраженной потребностью во власти характерно агрессивное поведение, готовность к риску, стремление к признанию в малых группах, выбор профессий, наделяющих властными полномочиями, и пр.

Мотив Достижения - это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности, стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь уровня в каком-либо деле. Эта потребность носит генерализированный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от конкретного ее содержания.

Мотив Аффиляции характеризует стремление быть с другими людьми, стремление к установлению взаимной и доверительной связи с окружающими, стремление к членству в социальных группах, взаимной поддержке, совместной деятельности, социальной защищенности, дружбе, любви и пр. Данный мотив принципиально важен для психического и физического здоровья, для ощущения полноты жизни.

Знание преобладающих мотивов и их сочетаний в привязке к конкретным условиям позволяет с высокой вероятностью прогнозировать социальные процессы. Сильно выраженный мотив Достижения при невозможности его реализации приводит к насилию в обществе. По оценкам политологов, это было одной из причин арабской весны. Высокие значения Аффиляции коррелируют с уважением к гражданским правам, желанием иметь детей, низким уровнем насилия и самоубийств. Общества, в котором сильно выражен мотив Власти, но низка Аффиляция, политически нестабильны.

На приведенных ниже диаграммах представлены оценки мотивов, вычисленные относительно социально-культурной нормы.

По всем регионам оценки мотивов Власти и Достижения превышают социально-культурную норму. При этом оценка мотива Достижения в мегаполисах существенно превышает оценку мотива Власти. Чем далее на восток, тем сильнее сближаются эти два мотива. Это может быть следствием большей радикализации Урала и Сибири. Оценки мотива Аффиляции ничтожно малы. Самые низкие оценки Аффиляции в столице, где скученность людей наибольшая. Это достаточно тревожно, так как именно Аффиляция является важным фактором, удерживающим от насилия в обществе.

Оценки мотивов для возрастных групп довольно предсказуемы и не требуют особых комментариев.

Для гендерных рупп оценки достаточно неожиданны, поскольку практически одинаковы для мужчин и женщин. Возможным объяснением является то, что блоггеры-женщины не слишком обременены домашними делами и заботами о детях, и потому их профиль очень близок к мужскому.

Оценки москвичей отличаются от общероссийских оценок. Мотив Власти практически сближается и даже превышает оценку мотива Достижения для мужчин. Т.е. наибольшие радикалы в Москве - это мужчины. Наиболее сильно выражен мотив Аффиляции у женщин младше 30 лет. Это не обязательно хорошо. Выраженный мотив Аффиляции говорит о зависимости от мнений группы, к которой индивид принадлежит или стремится принадлежать. Если эти группы агрессивно или революционно настроены, то женщины младше 30 лет будут стремиться быть похожими на них в своем поведении.

16 декабря 2012

Вторая часть <--> Окончание



версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru