| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Политика // Михаил Дымшиц

Политический кризис в России в 2008-2010 гг.: причины, участники и “повестка дня”
Стенограмма выступления на IV Международной

Михаил Дымшиц
генеральный директор
консультационной фирмы "ДЫМШИЦ и ПАРТНЕРЫ"

MDymshits@dnp.ru
Есть мнение, что Россия находится в политическом кризисе как минимум с 1914 года. Но живущие непосредственно в России могут в этом промежутке выделить “кризис как состояние” (в котором все живут) и “кризис как процесс” (в котором некоторые участвуют). И страна приближается к новому кризису, который случиться не позже 2008-2010 годов, а может быть и раньше. Это может быть действительно крайне неприятный и крайне тяжелый по формам политический кризис, особенно на фоне растущего благосостояния населения, т.е. будет “кризис обеспеченных”. И в основе этого кризиса будет лежать самый существенный и абсолютно не корректируемый фактор – демографический.
Напомню, что тот политический кризис, который назывался “перестройкой был, по сути своей, конфликтом между людьми, родившимися в 1950-1960-е годы и людьми, прошедшими Великую Отечественную войну. Этот кризис олицетворяют две фигуры-одногодки – Борис Ельцин и Михаил Горбачев. М.Горбачев был ориентирован на старшее поколение, а Б.Ельцин – на “беби-буммеров”, людей, родившихся во второй половине 50-х – начале 60-х годов.


На мой взгляд, то, что происходит сейчас в стране называется реставрацией. Может быть, несколько зло, но абсолютно справедливо высказался в одном из интервью Виктор Шендерович: “На сегодняшний день страной управляют люди, которые еще 10 лет назад боялись, что их начнут вешать на столбах”. Это, в данном случае, офицеры спецслужб.

На сегодняшний день в стране существуют три активные демографические группы, которые абсолютно различаются по ценностям. Это старшая когорта российских “беби-буммеров”, то есть людей, родившихся до 1955 года, младшая когорта – люди, родившиеся с 1955 по 1965 год, потом существует “демографическая яма” 1965-1980 гг. и следующее формирующееся поколение это люди родившиеся с начала 80-х до середины 90-х годов.


Понятие “беби-буммеров” в США включает в себя людей 1946 –1960 года рождения, а в России – 1951-1965 года, это связано с тем, что Вооруженные силы Америки были уволены за 10 месяцев, а Советская армия после Второй Мировой войны увольнялась в течении 10 лет.


Сегодня на политическую арену выходят люди, принадлежащие к многочисленному поколению, родившемуся в середине 1980-х годов в реезультате сочетания нескольких демографических и социальных (борьбы с алкоголизмом). Это поколение действительно очень многочисленно. Когда говорят, что мало детей, то имеют в виду, что сейчас рождается мало детей. То поколение, что сейчас заканчивает школу, это одно из самых многочисленных поколений за последнее столетие.



К 2008 году то поколение, что сейчас выходит на рынок труда станет доминирующим по численности в рабочей силе. Это поколение отличается от предшествующих очень многими параметрами. Прежде всего, это люди, которые живут в принципиально другом информационном пространстве. Если вы посмотрите данные, то пользование интернетом зависит от двух факторов – от типа населенного пункта, в котором проживает человек (понятно, что в больших городах пользователей больше), и возраста. Проникновение интернета в молодежную среду скорее зависит от типа населенного пункта, чем от возраста. Второй момент – наличие агрегатика, абсолютно меняющий социальную среду, называющегося мобильный телефон. Общение людей, в смысле доступа к ресурсам, на сегодняшний момент, не контролируется никем.



На сегодняшний день произошло жесткое расщепление информационного пространства. Старшее поколение смотрит информационные передачи, молодежная же аудитория информационных передач крайне незначительная. На сегодняшний день получается такая ситуация, при которой то, что власть пытается сделать политическим событием, является событием для той группы людей, которая уже ни на что не влияют (люди старше 50 лет, пенсионеры, т.е. группа достаточно многочисленная). На сегодняшний день ориентация на эту группу имеет достаточно веские электоральные причины. Но, по вполне понятным причинам, значение этой группы к 2008 году станет весьма незначительным. Среди избирателей они, даже в списочном составе, станут составлять весьма незначительную величину, а среди людей, которые просто физически смогут дойти до избирательных участков, еще меньшую.

На самом деле возникает волне типичный конфликт за власть и деньги. На сегодняшний день власть сконцентрирована в руках старших “беби-буммеров” (людей, рожденных вокруг 1950 года). У этих людей есть власть, но нет денег. У младших “беби-буммеров” есть деньги, но нет политической власти. Эти люди в стране могут оплатить все, что угодно (ситуация с приглашением зарубежного тренера для российской сборной по футболу). Подрастает молодое поколение, которое очень хочет денег, не признает нынешней власти, они приняли решение, относительно этой власти. На самом деле, молодое поколение про эту власть ничего не знает и знать не хочет. Когда к 2008 году нынешнее поколение поймет, что их то больше всех, тогда они, конечно же, предъявят некое требование перераспределение власти и денег. Напомню, что в перестройке активную часть играли участники афганской войны. Их было по численности не очень много, но они представляли из себя группу, друг друга легко идентифицировали. На сегодняшний день, как политический бренд, они отсутствуют. У нынешнего поколения, к сожалению, есть тоже своя война, которая, еще к большему сожалению, не внешняя, а внутренняя. Это люди, которые могут легко начать стрелять в своих сограждан, их ничто не остановит. Когда эта группа начнет доминировать, когда они поймут, что они ключевые в этой стране, тогда они начнут перекраивать поля власти и бороться за денежные потоки. Понятно, что денежные потоки, как, собственно, и власть, они вряд ли перехватят, но конфликт, безусловно, будет.



Еще один момент, относительно различий межу поколениями. Поколение старших “беби-буммеров” и подрастающее поколение объединены одной крайне пагубной характеристикой. Они националисты. Разные националисты. От нормальных поминаний национализма, например, патриотизма до самых грубых форм.

Проблема усугубляется тем, что, на сегодняшний день, общеполитическое пространство в стране отсутствует. В стране существует всего три политических бренда - Ельцин, Чубайс и Путин. Причем остальные, они тоже есть, но для очень специфического круга людей, они широко известны, но за них никто денег не платит. СПС является примером такого “вырожденного” бренда. Это люди, у которых была возможность делать все, что угодно, но они, с точки зрения обывателя, ничего не сделали тогда, и их претензиям на то, что они что они сделают что-то в дальнейшем, никто не верит.

В стране, безусловно, существует огромное социальное напряжение. На сегодняшний день в стране резко падает трудовая мотивация. Частота использования в российских газетах выражений “хочу” или “хотелось бы” упала на 30%. Россия, на сегодняшний день, - страна, которая ничего не хочет.



А вот график, на котором видно, что жить в нашей стране становится все тяжелее, это смертность мужчин трудоспособного возраста. Этот показатель – очень чувствительный маркер социального стресса. Если смертность 1993 – 1994 года по структуре – инфаркт миокарда, то в наше время это синдром потери цели, или “синдром Мартина Идена”, при котором непонятно, что делать дальше.



Падение трудовой мотивации сказывается и на экономической деятельности. Ситуация сложилась таким образом, что на сегодняшний день у страны существует только две ключевые проблемы. Первая – вопрос решения трудовой ипотеки. На нынешний момент российским гражданам просто нечего больше покупать, в квартирах, где они живут что-то еще поставить просто некуда, это 60 % населения. 40% живут средне, это как раз старшее поколение, не являющееся политической силой. А те, кто еще могут формировать какие-то политические желания, им уже просто некуда. Для того, чтобы стимулировать внутренний спрос, необходимо стимулировать рынок жилья. Вторая проблема, ключевая политическая проблема для страны – проблема армейского призыва. Это проблема, касающаяся наиболее трудоспособной части населения, в качестве родителей или подрастающего поколения. Нужно признать, что государство не в состоянии выполнять никаких милитаристских функций. Эти две ключевые проблемы и являются основными. Если они не будут решены, то молодое поколение устроит “волнение”.

Необходимо понимать, что отношение зарубежной прессы к России двусмысленно. Был произведен контент-анализ характеристик России, используемых в основных зарубежных изданиях (с помощью английского модуля программы ВААЛ http://www.vaal.ru). О России пишут, что или она “сильная и плохая” или “хорошая и слабая”. И никаких других вариантов нет. Как только Россия демонстрирует какую-нибудь активную позицию, так она плохая, как только она демонстрирует какую-нибудь слабость, так она хорошая.



Относительно молодых поколений понятно, что они, люди в возрасте 16 – 24 лет, еще не работают, они не зарабатывают денег, но из-за того, что основные деньги у их родителей, у детей достаточно много свободных денег. Люди этого возраста – ключевые фигуры российского бизнеса, они контролируют основные деньги в стране. Это и будет являться основой конфликта.

Электоральный ресурс старших возрастных групп уменьшится на треть по прямой численности, и с 24% до 17% по значимости. Также неизбежно, что генеральский ресурс, активно используемый сейчас, к 2008 году себя дискредитирует.

Произведен контент-анализ того, что детей обязывают читать в средней школе по государственной программе. Видно, что основной мотив в отобранных программой произведениях литературы – мотив власти. Затем – достижение успеха. То есть, по окончанию школы, у молодых людей есть готовая иерархия – то есть, сначала нужно избегать неудачи, хотеть власти и бояться власти. Такое поведение иначе как агрессивным без ярко выраженных причин не назовешь. Но на сегодняшний день такова школьная программа. Таким потенциальный трудовой ресурс выходит из школы.



“Повестка дня” конфликта 2008 года – конфликт за стиль жизни. Множество примеров из зарубежной практики – тот же конфликт за стиль жизни, конфликт за наиболее оплачиваемые трудовые места. Следует заметить, что, к сожалению, сегодня высшая школа не дает необходимой подготовки. Присутствующие здесь представители фирм по рекламами и ПР, по всей видимости согласятся со мной в том, что, если к ним приходит человек, у которого в дипломе написано “специалист по рекламе” или “специалист по ПР”, то, скорее всего, его резюме дальше секретаря не пойдет, потому что переучивать бесполезно.

Почему армейский призыв становится ключевой проблемой? Дело в том, что призывная база в 2003 году достигнет своего максимума, а потом начнет резко падать. Понятно, что тут же Министерство Обороны начнет бороться за сокращения ограничений по призыву. Призыв как таковой это уже повод для студенческих волнений.



Никто не может гарантировать, что все то, что я назвал должно произойти к 2008 году, не случится в 2003 – 2004 годах.

Следующий момент - “гибель студентов” в результате конфликта на территории бывшего ССР, на территории, которую большинство россиян привыкло считать в какой-то мере территорией своей страны.

Политические проблемы, которые могут возникнуть – это националистические погромы, потому что национализм достаточно активно форматируется властью.

Далее, что называется “по мелочам” – гибель политика-журналиста, преследование политической группы, то есть политические проблемы, которые всегда есть, но когда-то становятся политическим событием.

Говоря о решении “повестки дня”, необходимо сказать, что власть должна рассказывать не о равноудаленности от бизнеса и от “олигархов”, а нужно говорить о равноразделенности власти с теми людьми, которые могут оплатить все проблемы страны. Такие люди есть. Почему они могут это делать, лучше не обсуждать, потому что эти люди могут повернуться спиной и сказать, мол, решайте все проблемы сами, собственно говоря, вы нам надоели. Когда экономическая элита начнет бороться за политический ресурс, тогда сформируется политическая элита в рамках конкурентной борьбы, а не за счет администрирования. Понятно, что уже 12 лет политическая элита пытается за счет администрирования решать вопросы политического структурирования. И ничего из этого не получается. Как бы не были компетентны люди, которые этим занимаются, они дают свою проекцию и пытаются свою проекцию навязать обществу. Из этого ничего не получится, этот процесс может происходить только автономно. Необходима последовательная декоммунизация страны. Понятно, что введение гимна – крайне негативный момент в политическом процессе. Понятно, что те проблемы, что я назвал – призыв в армию и ипотека – это проблемы первого эшелона, за ними стоят множество других. Более того, часть других, мы, наверное, сейчас не знаем. Тем не менее, это ключевые вещи, не обращать внимание на которые нельзя.

Вопрос Петренко, психолог “ИМА-Консалтинг”: Михаил Наумович, у Вас присутствовало сильное допущение в описании конфликта поколений. То, что сами поколения имеют сходные ценности, сходный менталитет. На чем это базируется?

Дымшиц Михаил Наумович: это базируется на том, что на сегодняшний день видно, что СМИ, печатные прежде всего, очень четко разделились по поколениям. Контент-анализ позволяет очень четко выявить вот эти различия по структуре. Эти поколения, скорее всего, не осознают себя как некоторые социальные группы, но являются таковыми, они живут в разных информационных пространствах, которые практически не пересекаются. Это допущение, которое было проверено.

Вопрос А.Теплянского, г.Самара: Вы разделили электорат на две группы: 60% живут хорошо, 40% живут “не очень”. Откуда у Вас такие сведения и как давно Вы бывали в провинции?

Дымшиц Михаил Наумович: в провинции я был вчера. Мы проводим практически постоянные национальные исследования для задач маркетинга и определяем количество людей, которые могут себе позволить не задумываться на суммой, потраченной на повседневные покупки. На сегодняшний день, 60% населения с радостью начинает покупать все, что им предложат на уровне продуктов питания. Отсюда и цифра 60%. Недооцененность российского рынка – отдельная беда российского рынка, рынка, на котором лидируют торговые марки, которые относятся к средне верхнему ценовому диапазону. Приведу пример. Как Вы думаете, сколько стоит лидирующая на рынке позиция крема для лица фирмы, имеющая в своем производстве 15-20 наименований косметики? Более половины женщин покупает косметику выше определенной цены. Более 80 рублей. Поэтому, когда большая часть членов семей позволяет себе такие импульсные покупки, скорее всего большая часть населения живет скорее нормально. Нельзя говорить, что хорошо, они живут нормально, живут так, как 10 лет назад и угадать не могли.


Примечание: по результатам исследований лета 2002 года цифра “хорошо живуших” составила 2/3 населения.





версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru