| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Культурология // Шалак Владимир

"Здравствуй, племя младое, незнакомое"

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru
В начале июля 2002 г. на конференции по избирательным технологиям в докладе "Политический кризис в России в 2008-2010 гг.: причины, участники и "повестка дня" Михаил Дымшиц предрек особую роль поколения людей, родившихся в середине 80-х, одного из наиболее многочисленных поколений XX века. Сейчас у власти в России находятся представители также многочисленного поколения 50-х и вот теперь на смену им по чисто демографическим причинам готовятся прийти те, кто сейчас заканчивает школу. Они не похожи на предшественников. Они выросли в другой стране. Они другие.
Но кто они?


Во многих странах органы образования очень внимательно относятся к тому, чтобы дети в школах читали только то, что считается правильным и стоящим. Но то, что органы образования считают правильным для детского чтения, вполне может отражать преобладающие мотивационные идеи в этой стране.David C.McClelland "Human Motivation"

Для ответа на поставленный вопрос мы обратимся к анализу обязательной школьной программы по литературе. Нет ничего удивительного в том , что мы решили пойти именно по этому пути. Полвека назад David C.McClelland уже показал, что оценивая по довольно формальным критериям содержание школьных хрестоматий, можно прогнозировать будущее развитие страны. Так, например,

...уровни Достижения в детских хрестоматиях значительно коррелируют с уровнем экономического развития...

...уровни Принадлежности [Аффиляции] связаны с большим желанием иметь детей.

Высокий уровень коллективного интереса к Принадлежности действует как защита прав личности от правительственного насилия. ... беспощадные тоталитарные режимы почти всегда отмечены высоким коллективным уровнем Власти и низким уровнем Принадлежности.

Попробуем и мы получить представление о том, с каким импульсом и какой системой ценностей вступает во взрослую жизнь новое поколение.


Мы собрали все произведения обязательной программы по литературе и сгруппировали их по классам с 5-го по 11-й. Вычислялись два вида оценок - нормированная нагрузка и оценки по эмоционально-лексическим шкалам.

Нормированная нагрузка



Категория - это некоторый словарь объемом от нескольких десятков до нескольких тысяч слов, объединенных вместе по определенному основанию (признаку). Например, слова с агрессивной окраской - вынуждать, дарка, напасть,...; слова названия национальностей - русский, украинец, еврей, грузин,...; слова-маркеры наличия потребности - алкать, желать, хотеть, долг,....

Для текста T и категории K можно вычислить, какой процент Pr(K/T) в этом тексте составляют слова категории K. Формула очевидна:

Pr(K/T)=(Кол-во вхождений слов категории K в текст T / Кол-во слов в тексте T)*100

Нормированная нагрузка Nr, например, для 9 класса вычисляется по формуле:

Nr(9,K) = Pr(K/Программа для 9 класса) / Pr(K/Вся школьная программа)

Оценки по эмоционально-лексическим шкалам



Нескольким тысяч эмоционально-нагруженных слов русского языка по 16 психологически обоснованным шкалам сопоставлены оценки в интервале от -100 до +100. Ниже приведено несколько примеров для шкал Доброжелательность, Раздражительность и Эгоизм.


  Доброжелательность Раздражительность Эгоизм . . .
гостеприимство 90 -14 -18  
подлый -84 7 8  
драчливый -52 76 -2  
степенный 2 -59 28  
тщеславный -40 4 68  
непритязательный 24 -17 -42  
. . . . . . . . . . . .  


Пусть

Сумма(S,T) = Сумма оценок по шкале S всех эмоционально-нагруженных слов в тексте T

Средняя_оценка(S,T)=Сумма(S,T)/Кол-во эмоционально-нагруженных слов в тексте T

Тогда оценка ELV по эмоционально-лексической шкале Доброжелательность для 9 класса вычисляется по формуле:

ELV(9,Доброжелательность) = Средняя_оценка(Доброжелательность, Программа для 9 класса) - Средняя_оценка(Доброжелательность, Вся школьная программа)

Итак, племя младое, незнакомое, кто ты?

Прежде всего нам захотелось оценить агрессивность нового поколения. Слишком свежи в памяти московские погромы в Охотном ряду и на Манежной площади. Было это случайным стечением обстоятельств или ожидаемым событием?



Вот и первый результат. Диаграмма отражает динамику нормированной нагрузки для категории Агрессивность с 5-го по 11-й класс. График интересен тем, что напоминает графики тренировок спортсменов с постепенным увеличением нагрузок. Только в спорте целью ставятся результаты, а в данном случае на выходе мы получаем повышенную агрессивность. Видно, как она нагнетается с 5-го по 8-й класс, затем снижение и вновь рост с 9-го по 11-й. Уровень агрессивности в обязательной программе по литературе для 11-го класса на 23% (на четверть) выше, чем в литературе для 9-го класса и на 6% выше, чем в среднем за все время обучения.

Но упомянутые погромы имели и националистический оттенок. Кроме них были явно националистические погромы в московских районах Царицыно и Ясенево, были избиения и убийства выходцев из Азии и Африки. Как там в школьной программе с национальным вопросом?

Национальность - это то, что различает людей. Хочешь подружить людей - говори о том, что у них общего. Хочешь поссорить - говори, что их различает.



В категории Нации перечислены названия различных национальностей, проживающих на территории бывшего СССР. Также в эту категорию входят такие слова как нация, национальность, национальный.

Как видим, с 5-го по 8-й класс имеет место общий рост оценки нагрузки на категорию Нации. Аналогичный рост наблюдается и для 9-го - 11-го классов. Т.е. в выпускных классах тема национальности затрагивается чаще, чем обычно. Это лишь первый сигнал. Для того, чтобы решить, хорошо это или плохо, необходимо выяснить, в каких контекстах и как упоминается эта тема.

Для ответа на этот вопрос мы выбрали именно контексты (предложения) упоминания национальностей и оценили их по эмоционально-лексическим шкалам Доброжелательность и Раздражительность. Результаты говорят сами за себя.



С 6-го по 9-й класс контексты упоминания темы национальностей все более доброжелательны, но с 9-го по 11-й класс происходит резкое снижение оценок. Старшеклассники как бы программируются на недоброжелательное отношение к этой теме.



Ситуация со шкалой Раздражительность зеркальная. Если с 6-го по 9-й класс идет снижение раздражительности при упоминании темы национальностей, то с 9-го по 11-й класс раздражительность резко растет.

Не слишком симпатичный получился первый портрет беби-буммеров.

Пойдем дальше.

Нынешнее состояние России печально. Поколение беби-буммеров 50-х помогло развалить СССР, но ничего стоящего на его месте не создало. Именно беби-буммерам 80-х предоставлен шанс построить действительно новую Россиию, за которую не было бы стыдно.

Попробуем оценить их деловые качества.

Если человек ставит себе некоторую цель, то различные явления и предметы окружающего мира приобретают для него определенную валентность. Если явление или предмет способствуют достижению цели, то мы говорим, что они имеют положительную валентность, если препятствуют - отрицательную валентность, если нейтральны, то и никакой валентности у них нет. Обладание опытом, умение ориентироваться в самом широком смысле - это умение различать валентность явлений и предметов окружающего мира. Для человека, не разбирающегося в грибах но желающего найти в лесу что-нибудь съедобное, все они имеют отрицательную валентность - не дай бог отравишься. Для опытного грибника ситуация иная. Съедобные грибы имеют положительную валентность, несъедобные и незнакомые - отрицательную.



Знание валентности предметов и явлений - это умение ориентироваться в окружающем нас мире, умение находить оптимальные пути достижения целей, одна из основных предпосылок успешности любого рода деятельности. На диаграмме мы видим, что с 7-го по 10-й класс оценка нагрузки на категорию Валентность увеличивается, идет все более интенсивная передача опыта. Но в 11-м классе по сравнению с 10-м оценка валентности уменьшается на 21%. Мир предстает как нерасчлененное целое, исчезают ориентиры. Эффект от такого резкого снижения нагрузки на категорию валентности сравним с тем, как если бы прыгун в длину начал разбегаться с ускорением, а затем перед самым прыжком затормозил. Результат очевиден - прыжка не получится. Так и школьники в последнем 11-м классе вдруг лишаются ориентиров - что такое хорошо, что такое плохо, что полезно, что вредно, чего нужно бояться, а чего - нет и т.д.

Потребности - энергетическая составляющая человеческой деятельности. Нет потребности - нет никакой деятельности. Выделяют внутренние и внешние потребности - "хочу" и "должен".



И опять мы видим, что с 5-го по 10-й класс идет рост оценок для категории Потребности, герои литературы все более энергетичны, они чего-то хотят, а потому более деятельны. В 11-м классе нагрузка на категорию Потребность самая низкая за все время обучения. По сравнению с предыдущим 10-м классом она ниже на 40%. Если же сравнивать со средним уровнем за все время обучения, то падение оценок для категории Потребность составляет 22%. Именно в 11-м классе школьники сталкиваются с героями, которые меньше всего чего-либо хотят, меньше всего обременены чувством долга.

Посмотрим теперь, на какие мотивы расходуетсмя потребность.



Ситуация с динамикой мотива Власти более или менее нормальная. Его пятипроцентное снижение от 10-го к 11-му классу можно считать несущественным.



Мотив Аффиляции (у McClelland'а это мотив Принадлежности). Сильное падение на 24% с 10-го по 11-й класс и ниже среднего уровня на 10%. Это значит, что герои литературы в 11-м классе более разобщены, более одиноки, встречают меньше понимания со стороны окружающих, меньше любят друг-друга.

Низкое значение мотива Аффиляции в качестве результата имеет низкую рождаемость. Поэтому вопреки своей многочисленности поколение беби-буммеров не будет способствовать борьбе с общим старением населения России.



Мотив Достижения, тот, который более всего коррелирует с уровнями последующего экономического роста. Если в 10-м классе он на 17% превышает средний уровень всего времени обучения, то уже в 11-м классе он на 15% ниже этого среднего уровня. В 11-м классе он самый низкий за все время обучения. От поколения, которое вступает во взрослую жизнь с сильной отрицательной динамикой мотива Достижения, не приходится ждать ничего хорошего. Оно не оставит о себе память как о созидающем поколении. Скорее оно будет поколением проматывающим и без того скудное наследие отцов.

Результаты McClelland'а позволяют с большой степенью вероятности прогнозировать, что лет через 10-15 уровень экономического развития России сильно упадет. Это падение может выражаться не в абсолютных величинах, а в относительных. Т.е. снизится экономический рейтинг России относительно тех стран, с которыми она сейчас еще может конкурировать. Поэтому голубая мечта Президента догнать по уровню экономического развития Португалию несбыточна.

Зато следующий мотив имеет положительную динамику. Чем дальше, тем больше герои школьной литературы хотят есть, пить, спать, жить в тепле и комфорте, заниматься сексом.



Каков же окончательный портрет нового поколения, которое, согласно выводам М.Дымшица, в ближайшие годы начнет активно вытеснять всех других? Дать ответ на этот вопрос нам поможет диаграмма, представляющая окончательную качественную структуру выраженности мотивов в литературе для 11-го класса.



Выводы



Будем говорить не о самом новом поколении, а о социально-культурной норме среднего человека, с которой вступает в жизнь новое поколение.
  • Идеальный средний человек имеет повышенную агрессивность.
  • Для него значим национальный вопрос, вызывающий недоброжелательность и раздражение.
  • Он плохо ориентируется в окружающем мире и не слишком хорошо умеет ставить цели и планировать шаги по их достижению.
  • Он имеет довольно низкий уровень Потребности, мало "хочет" и мало "должен". У него мало "жизненных соков".
  • Из всех мотивов на первом месте стоят Физиологические - есть, пить, жить в комфорте, заниматься сексом.
  • На втором месте - мотив Власти. Средний человек готов навязывать окружающим свою волю и не слишком беспокоится о последствиях этого.
  • Средний человек одинок, расчитывает лишь на свои силы. Он вовсе не уверен, что другие люди его поймут и поддержат.
  • Сочетание мотивов Власти и Аффиляции, превышение первого над вторым, является предпосылкой для установления в стране режима, нарушающего права личности.
  • Наименее выраженным является мотив Достижения. Социально-культурная норма учит, что в жизни гораздо важнее не ошибиться, чем суметь сделать что-то действительно новое, лучше быть исполнительным чиновником, чем рискующим предпринимателем.


Вот такая невеселая получилась картинка.

Новое поколение не просто потеряно - оно бессмысленно. Лучше бы его не было.


"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй".
В.К.Тредиаковский, "Тилемахида",
том II, кн. XVIII. стих 514.





версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 3 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru