| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Мониторинг СМИ // Шалак Владимир

Поговорим о поэзии - 1

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru
В конце прошлого века с лица земли исчезла последняя империя нашей планеты. Ее возникновение, существование и гибель были трагичны.
Эта империя называлась СССР

Нет недостатка в объяснениях того, почему рухнул СССР. Одни винят во всем Запад, другие видят причину в неэффективной экономике. Никто почему-то не берет в расчет мысли людей, населявших эту страну. Будто и не было этих 250 миллионов, будто от них ничего и не зависело в этой жизни, будто они были и остались простыми винтиками.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы буквально по годам проследить глобальные изменения, произошедшие в сознании людей, населявших территорию СССР, и соотнести их с реальными историческими событиями, непосредственными участниками которых они были.

За ответом на поставленный вопрос мы обратимся к поэзии. Поэты - это не очень здоровые личности, наделенные однако драгоценным даром остро чувствовать состояние окружающего мира и передавать свои чувства в рифмованных строчках стихотворений. Этот дар настолько силен, что зачастую они не могут ему противиться. Из-за этого рифмованные срочки иногда стоят им жизни. Какая сила заставляла Осипа Мандельштама писать об "усатом горце", засевшем в Кремле?

Для анализа мы взяли более 1000 стихотворений 200 известных российских поэтов 20 века. Стихотворения были распределены с 1900 по 2000 гг. Затем они были объединены по пятилетним отрезкам времени. Лишь первый отрезок с 1900 по 1905 год оказался шестилетним, а последний - с 1991 по 2000 год - десятилетним. Мы не будем вдаваться в подробности того, как составлялась выборка, сколько чего включалось в конкретный год. Скажем лишь, что мы действительно позаботились о том, чтобы выборка была составлена правильно. Для себя старались.

Инструментом анализа послужила психолингвистическая экспертная система ВААЛ-2000. Результаты превзошли наши ожидания.
"...целевое состояние, поскольку оно служит подкреплением, должно обладать для живого существа определенной ценностью. Конкретные объекты или события могут составлять цель действия, быть связанными с ней, способствовать или мешать ее достижению. В этих случаях они имеют позитивное или негативное отношшение к целевому состоягию. Эти объекты или события обладают соответствующей позитивной или негативной привлекательностью: они привлекают живое существо или отталкивают его.Привлекательность объектов или событий может быть выученной или врожденой (не связанной с опытом), можжет зависеть или не зависеть от сиюминутного состояния потребности. Для обозначения привлекательности того или иного объекта используются и другие понятия. Так, Левин говорит о валентности, или требовательном характере вещей.Привлекательность воспринимаемых (или ожидаемых) объектов или событий - это то, что запускает действие и одновременно придает ему направленность.Объекты, которые могут служить для разрядки или удовлетворения потребностей, приобретают так называемый побудительный характер, валентность, что и выделяет их из окружения, приводит в движение целенаправленное поисковое поведение. Если, например, человек собиратется опустить письмо, то в незнакомом месье почтовый ящик как бы сам бросается в глаза, хотя осознанно его не ищут. Сила валентности зависит от степени напряжения системы."
Х.Хекхаузен, "Мотивация и деятельность"




Из первой диаграммы видно, что в двадцатом веке наблюдался общий рост валентности. Это означает, что люди стали выделять в окружающем мире гораздо больше объектов и явлений, отношение к которым перестало быть нейтральным. Целостному восприятию мира пришел конец, он распался на атомы. У людей появилось больше оснований, больше причин отличаться друг от друга.

Некоторое падение суммарной валентности в 1981-1985 гг свидетельствует не о возврате к целсотному восприятию мира, а скорее о временной дезориентации, переоценке ценностей.

В общей валентности выделяют две полярные составляющие: положительную и отрицательную валентность.



Рост положительной валентности имел место с самого начала века и вплоть до начала гражданской войны. Думали, что борются за светлое будущее. Затем наступило горькое разочарование. Затем опять рост и опять падение в годы предвоенных репрессий.

Начало войны дало импульс появлению новых положительных ценностей. Некоторое падение наблюдаем в годы разоблачения культа личности. Затем подъем времен "оттепели" и начало нового продолжительного падения после воцарения Брежнева.

Если взять весь отрезок времени с 1900 по 2000 гг, то имел место небольшой рост положительной валентности.



Диаграмма отрицательной валентности более выразительна. До начала войны было относителтно мало явлений и объектов, которые имели отрицательную привлекательность. Все изменилось в одночасье. Горе войны, потрясения времен разоблачения культа личности раскрыли людям глаза. Если взять весь отрезок времени с 1900 по 2000 гг, то имел место большой рост отрицательной валентности. Гораздо более сильный, чем положительной. Разочарование в прежних ценностях происходило гораздо более быстрыми темпами, чем обретение новых. Это хорошо видно из следующей диаграммы.



На ней представлена разница двух валентностей.

Когда негативные силы оказываются сильней позитивных, появляется реакция избегания.

Можно собирать клубнику на поле после дождя. Привлекательность умытой клубники пересиливает нежелание промочить ноги. Но никто не будет собирать клубнику на минном поле. Сильная негативная валентность мин лишает нас аппетита.

Так и получилось с нашими соотечественниками. С каждым годом в окружающем их мире шло накопление негативного.



Тоталитаризм имеет коричневый цвет.

Напомним, что коэффициент тоталитарности вычисляется как

ТОТАЛИТАРНОСТЬ = частота(ВЛАСТЬ) / частота(АФФИЛЯЦИЯ)

Пики тоталитаризма в 20 веке:
  • революция 17 года и гражданская война;
  • война 1941 - 1945 и время послевоенных репрессий;
  • новая эпоха 1986 - 2000 гг.
На диаграмме интересен маленький пупырышек 1971-1975 гг. Даже не сам пупырышек, а незначительно падение 1976 - 1980 гг. В 1975 году были подписаны Хельсинские соглашения. Они и привели к некоторому смягчению внутренней жизни в СССР.

Интересно также сравнить перепады диаграмм тоталитарности и валентности. Например, 1931 - 1935 гг характеризуются падением тоталитарности и одновременнным ростом положительной валентности и падением отрицательной. В мире все оказывается взаимосвязанным.



На десерт оставляют самое вкусное.

В 20 веке наша страна испытала три великих потрясения, когда внутрение силы разрушения сотрясали устои государства. Это были
  • революция 1905 года;
  • революция 1917 года;
  • путч и смена власти в 1991 году.
Три потрясения - три пика на диаграмме. Что такое может содержаться в стихотворениях поэтов, что свидетельствует о нестабильности власти?

То, что мы назвали фрустрацией, оценивается следующим образом:

ФРУСТРАЦИЯ = частота(ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА) / частота(ДВИЖЕНИЕ К)

Категория Достижение успеха позволяет оценить выраженность соответствующего мотива. Составной часть этого мотива является наличие позитивных целей деятельности. Категория Движение К как раз и позволяет оценить целевую компоненту мотива. Т.е. наш коэффициент фрустрации оценивает стремление что-то делать при отсутствии позитивных целей.

Три небольших замечания к последней диаграмме.
  1. Падение фрустрации 1936 - 1940 гг: репрессии, революция пожирает своих детей.
  2. Падение фрустрации с 1960 по 1966 гг: оттепель.
  3. Ровный участок с 1975 по 1980: застой (несостоявшаяся революция?)
С 1991 по 2000 гг мы наблюдаем снижение фрустрации. Дело сделано, империя окончательно грохнулась, можно отдохнуть. Но с чем связано это падение фрустрации - с появлением позитивных целей или падением мотива достижения успеха?

Об этом в следующий раз.




версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru