| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Мониторинг СМИ // Шалак Владимир

Технология прогноза

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru
Мы продолжаем серию публикаций, посвященных применению ВААЛ-технологий для решения задач экономического прогнозирования. В 2001 году мы писали о возможности прогнозировать колебания курса доллара путем анализа содержания утренних газет, в феврале 2002-го написали об ENRON, в марте о Центробанке, а теперь вот настала очередь РАО ЕЭС.
В предыдущих публикациях на примере контент-анализа пресс-релизов мы отслеживали динамику различных показателей и говорили, что одни из них хорошие, а другие - плохие. На основании этого пришли к заключению о том, что проблемы с ENRON можно было предсказать еще за год до фактического банкротства компании, а наш родной Центробанк является одним из виновников дефолта 1998 года. Детали легко найти в соответствующих публикациях.

В обоснование выводов мы ссылались на результаты зарубежных исследователей и обильно цитировали соответствующую литературу. Но мало у кого из посетителей нашего сайта в домашней библиотеке найдется книга Х.Хекхаузен "Мотивация и деятельность", и уж наверняка никто из них не читал книги S.E.Kock "Foretagsledning och motivation". Потому мы и решили показать в очередной публикации, что выводы упоминавшихся зарубежных исследователей и наши собственные опираются на реально существующие закономерности. Для того, чтобы эти закономерности обнаружить и научиться ими пользоваться, требуются специальные инструменты анализа. Мы предпочитаем ипользовать для этого нами же и созданную психолингвистическую экспертную систему ВААЛ.

Постановка задачи

Путем сравнительного анализа цен на акции РАО ЕЭС и регулярно публикуемых пресс-релизов компании определить, существуют ли закономерности, связывающие чисто психологические оценки содержания пресс-релизов с колебаниями курса акций.

Материал для анализа

В качестве материала для контент-анализа были использованы более 1000 пресс-релизов компании РАО ЕЭС за период с июля 1999 по март 2002 года, объединенные по месяцам.

Информация о дневных ценах на акции компании была взята из архивов РТС.

Результаты анализа

Результаты анализа были представлены в виде таблицы коэффициентов корреляции, связывающих психолингвистические оценки пресс-релизов с колебаниями цен акций. Коэффициенты корреляции были вычислены для различных временных сдвигов от 0 до 5 месяцев. Т.е. нас интересовало не только то, как влияло сегодняшнее содержание пресс-релизов на сегодняшние же цены, но и то, как сказывались сегодняшние пресс-релизы на ценах через 1, 2, 3, 4 и 5 месяцев. Нулевой сдвиг соответствует непосредственной реакции акционеров на сообщаемую информацию, соответствует ожиданиям акционеров. Оценки же через один и более месяцев соответствуют реакции акционеров на реальные результаты деятельности компании, а не на одну лишь информацию.

Закономерности обнаружились. Все они находятся в полном согласии с результатами упоминавшихся зарубежных исследователей. Благодаря компьютерному анализу с использованием системы ВААЛ были обнаружены и многие другие закономерности. Некоторые из полученных результатов представлены ниже.

Коэффициенты корреляции, превышающие по абсолютной величине 0.35, значимы на уровне 5%, а превышающие 0.45, - на уровне 1%.

Мотив Власти





В случае пресс-релизов компании к мотиву Власти относится информация о различных управленческих решениях, "связанных с распределением задач, координацией их выполнения, побуждением исполнителей" и пр.

На диаграмме слева мы видим, что ожидания эффектов власти позитивно сказываются на курсе акций. Это следует из того, что коэффициент корреляции в точке 0 равен 0.39. Через месяц коэффициент корреляции остается практически тем же, он равен 0.36. Реальный эффект проявления мотива Власти наступает через два месяца, когда коэффициент корреляции достигает значения 0.47. Затем идет его достаточно быстрое понижение и через 5 месяцев корреляция исчезает.

Составляющими мотива власти являются Желание власти и Страх власти. График Желания власти почти в точности повторяет график самого мотива. Более интересен график Страха власти, который в нашем случае можно интерпретировать как нерешительность и бюрократизм в проведении управленческих решений. При нулевом сдвиге Страх власти никак не коррелирует с ценами акций. Это значит, что акционеры просто не улавливают никакой нерешительности. Но вот эффекты такой нерешительности имеются, и своего максимума они достигают через три месяца.

Мотив Достижения





К мотиву Достижения относится деятельность, направленная на достижение результата. Выраженность мотива Достижения, как и других мотивов, определяет интенсивность действий, а их эффективность определяют две составляющие этого мотива: Достижение успеха (повышает эффективность) и Избегание неудачи (понижает эффективность).

Мотив Достижения, как и его составляющие, в точке нулевого сдвига не коррелируют с курсами акций. Это означает, что у акционеров остутствуют соответствующие ожидания. Реальные эффекты проявления мотива Достижения наступают через два, а своего пика достигают через четыре месяца. Для Достижения успеха и Избегания неудачи ситуация зеркальная.

Мотив Аффиляции





Аффиляция (“потребности в социальной поддержке”) - деятельность, направленная на поиск дружеских связей, социальную кооперацию, взаимоподдержку. Она также имеет две составляющие - Надежду на поддержку и Cтрах отвержения, соответственно влияющие на успешность деятельности в этом направлении.

В нулевой точке выраженность мотива Аффиляции незначительно (0.17) коррелирует с ценами акций. Акционеры улавливают соответствующую направленность и ожидают, что это положительно повлияет на цены акций. Они не догадываются, что негативные результаты скажутся через 5 месяцев. Цены на акции упадут, но причина этого останется для них [акционеров] сокрыта.

И прочая...





Ссылаясь на Х.Хекхаузена мы уже говорили, что показатель констелляции (Д+В-А) коррелирует с экономическими показателями более сильно, чем отдельно взятые мотивы достижения, власти или аффилиации (последний с обратным знаком). Левая диаграмма демонстрирует это наглядно.

На правой диаграмме показано, как влияет тип мотивации [внутренняя - делаю потому, что хочу; внешняя - делаю потому, что должен] на курсы акций. В нулевой точке ожидания практически отсутствуют, но зато через четыре месяца наступают реальные эффекты. И опять эти эффекты кажутся невесть откуда взявшимися.




Левая диаграмма показывает, что аппеляция к рассудку, присутствие рациональной аргументации позитивно оценивается акционерами в нулевой точке и эффект от нее [от того, что стоит за этой аргументацией] также положителен. Для слухового канала ситуация зеркальна.

На правой диаграмме показано как связано наличие позитивной лексики с ценами акций. В нулевой момент позитивная лексика положительно влияет на ожидания акционеров, но со второго месяца и вплоть до последнего происходит падение коэффициента корреляции. Через пять месяцев он опускается до -0.46. Как тут не вспомнить ENRON и резкий рост нагрузки на позитивную лексику накануне банкроства. Все один к одному. Но самое интересное то, что на эту удочку продолжают ловиться акционеры и у нас и в США.

Заключение

На примере РАО ЕЭС мы показали, как реально влияет выраженность различных психологических показателей у высших менеджеров компании на курсы ее акций. Похожие закономерности действуют и в других сферах жизни. Анализируя, например, тексты выступлений высших государственных лиц, можно судить о перспективах будущего развития государства. Анализируя содержание журналов, посвященных различным отраслям промышлености, можно прогнозировать будущее развитие этих отраслей. Много чего можно сделать.


версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru