| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Мониторинг СМИ // Шалак Владимир

"... Чума на оба ваших дома"

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru
Нас уже закалила ситуация, мы знаем, кто есть ху на самом деле.
Михаил Горбачев на пресс-конференции 22 авг. 1991 г.
В данной статье я хочу вернуться к результатам наших исследований, проведенных более полутора лет назад.
Мы тогда взяли для анализа все публикации за январь-март 2000 года следующих газет:
1. Московский Комсомолец 5. Вечерняя Москва 9. Ведомости
2. Комсомольская. правда 6. Независимая газета 10. Известия
3. Коммерсант-дейли 7. Российская газета 11. Сегодня
4. Московская правда 8. Новые известия 12. Труд

120 Mb текстовой информации, т.е. примерно 18 млн. словоупотреблений, были обработаны с помощью психолингвистической экспертной системы Vaal Toolbox.

Оценки производились по лексическим, эмоционально-лексическим и фоносемантическим шкалам. Каждому из изданий был сопоставлен гэллаповский индекс, отражающий долю различных соц-дем групп в его аудитории. Эти данные послужили матриалом для построения корреляционнных таблиц. Полностью они были приведены в нашей публикации "Анализ факторов, влияющих на предпочтения аудитории московских ежедневных газет". Ниже мы приводим лишь корреляционную таблицу для эмоционально-лексических шкал. Корреляции по абсолютной величине больше 0,57 значимы на уровне 0,05; корреляции по абсолютной величине больше 0,7 значимы на уровне 0,01. Обозначения для социально-демографических групп довольно очевидные. Например, М 16-34 обозначает лиц мужского пола в возрасте от 16 до 34 лет, Ж 55+ обозначает женскую аудиторию старше 55 лет. A - люди с низкими доходами (40% населения с самыми низкими доходами), C - люди с высокими доходами (15% людей с самыми высокими доходами), а B - люди со средними доходами (все остальные).

Напомню, что в основе оценок по эмоционально-лексическим шкалам лежат результаты исследований таких ученых как Шмелев А.Г. и Похилько В.И. Ими были выявлены лексические классы русского языка, используемые для описания личностных черт. За более подробной информацией можно обратиться к монографии А.Г.Шмелев "Психодиагностика личностных черт". - СПб.: Речь, 2002 или статьеА.Г.Шмелев, В.И.Похилько, А.Ю.Козловская-Тельнова "Репрезентативность личностных черт в сознании носителя русского языка". - Психологический журнал, т.12, No2, 1991.
Таблица корреляций позволяет судить о том, наличие каких лексических классов в газетных публикациях влияет на предпочтения различных социально-демографических групп. В силу гипотезы Геннекена-Рубакина свойства, представленные этими лексическими классами, могут быть атрибутированы самим соц-дем группам. В данном случае нас будут интересовать лишь группы A, B и C, выделяемые по уровню дохода.

Таблица корреляций между оценками изданий по выраженности в них личностных черт и долей в их аудитории различных социально-демографических групп
  муж жен м
16-34
м
35-54
м
55+
ж
16-34
ж
35-54
ж
55+
A B C
Избалованность
(избалованный-непритязательный)
0,61 -0,61 0,55 0,36 -0,18 0,11 0,07 -0,67 -0,56 -0,65 0,62
Доминантность
(подчиняющий-подчиняющийся)
0,47 -0,47 0,47 0,25 -0,16 0,4 -0,14 -0,63 -0,57 -0,62 0,57
Самомнение
(самолюбивый-скромный)
0,23 -0,23 0,51 0,09 -0,34 0,57 -0,04 -0,58 -0,59 -0,57 0,54
Практичность
(реалистичный-мечтательный
0,17 -0,17 0,48 0,03 -0,33 0,62 -0,01 -0,57 -0,58 -0,55 0,53
Сила
(сильный-слабый)
0,13 -0,13 0,08 -0,1 0,14 0,22 -0,08 -0,23 -0,22 -0,38 0,3
Активность
(активный-пассивный)
0,14 -0,14 0,39 -0,13 -0,14 0,12 0,17 -0,29 -0,21 -0,31 0,27
Вспыльчивость
(вспыльчивый-спокойный)
0,54 -0,54 0,33 0,43 -0,1 -0,28 0,07 -0,33 -0,15 -0,17 0,2
Самоконтроль
(организованный-разбросанный)
-0,24 0,24 -0,07 -0,33 0,08 0,4 -0,04 -0,03 -0,1 -0,15 0,11
Деятельность
(радикал-консерватор)
-0,38 0,38 -0,14 -0,48 0,12 0,24 0,07 0,14 0,12 0,14 -0,17
Интеллект
(умный-глупый)
-0,38 0,38 -0,42 -0,52 0,44 -0,02 0,02 0,35 0,29 0,19 -0,25
Напряженность
(напряженный-безмятежный)
-0,4 0,4 -0,45 -0,37 0,33 0,12 -0,05 0,31 0,27 0,26 -0,31
Правдивость
(правдивый-лживый)
-0,5 0,5 -0,88 -0,51 0,77 -0,4 -0,12 0,79 0,69 0,49 -0,56
Деликатность
(тактичный-грубый)
-0,49 0,49 -0,65 -0,3 0,4 -0,52 0,06 0,77 0,65 0,63 -0,62
Уникальность
(одаренный-обыкновенный)
-0,23 0,23 -0,67 -0,31 0,69 -0,8 0,08 0,71 0,76 0,58 -0,63
Доброта
(добрый-злой)
-0,57 0,57 -0,83 -0,42 0,56 -0,55 -0,03 0,9 0,8 0,73 -0,73



Отобразим последние три столбца таблицы в виде следующей диаграммы.



Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это то, что предпочтения групп A и B для всех шкал (лексических классов) имеют одинаковый знак, противоположный знаку предпочтений группы C, и количественно мало отличаются друг от друга. Просто поразительно, что ни одна из 15 шкал личностных черт не позволяет отличить соц-дем группу A с низкими доходами от группы B со средними доходами. В то же время на уровне значимости 0,05 восемь шкал позволяют отличить от них соц-дем группу C с высокими доходами. Так как данный набор шкал обладает определенной полнотой представления личностных черт, можно сделать вывод, что личностные черты не влияют на попадание в группу с низкими или средними доходами. Люди, принадлежащие к эти группам, очень похожи друг на друга.

То, что группа B не занимает промежуточного положения между A и C, весьма тревожно. В структуре современного российского общества имеется область вакуума. По уровням дохода в нем есть два полюса и вакуум между ними. Эта ситуация является реальной предпосылкой для будущих социальных конфликтов, в основе которых .опять будет лежать противоречие бедности и богатства.

Так чем же отличаются 15% самых богатых людей России от всех остальных?

Богатые люди России злы и безлики, им не свойственна деликатность, они бесцеремонны и наглы, их отличает лживость и лицемерие, они избалованы, стремятся и привыкли подчинять других, они самолюбивы, практичны, не витают в облаках.

Бедные люди России добры и сердобольны, колоритны, загадочны, впечатлительны и сентиментальны. Они безгрешны, правдивы, непритязательны, привыкли подчиняться, скромны, любят заниматься прожектерством.

Остальные семь шкал не обладают большой различительной силой бедных и богатых. Что за страна у нас такая, в которой от интеллекта человека, его деятельности, активности, самоконтроля, внутренней силы не зависит его благосостояние?

Это и есть два полюса. Симпатий не вызывает ни один, ни другой.
Чума на оба ваших дома.


версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru