| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Бизнес, маркетинг // Шалак Владимир

Крах hi-tech рынка в 2000-м.

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

"Было бы интересно проследить, как вели себя "Интернет-пузыри" (те же Yahoo, Amazon, Research in Motion (кто его помнит?)) перед знаменитым крахом hi-tech рынка в 2000. Разница с ENRON здесь в том, что многие из менеджеров узнали о кризисе лишь тогда, когда их акции упали в 10-50 раз. Так, по крайней мере, кажется из пресс-релизов."

Из писем посетителей сайта

Хотите Yahoo - будет вам Yahoo.

Прежде всего посмотрим на курс акций компании. Максимального значения $216 за одну акцию он достиг в декабре 1999 года. В декабре следующего года курс упал до $30 за акцию. Начало краха будем датировать январем 2000 года.

Обратимся к книге Х.Хекхаузена "Мотивация и деятельность", ее параграфу под названием "Констелляции мотивов власти, достижения и аффиляции" из первого тома. В нем описывается экспериментально обнаруженная связь между выраженностью различных мотивов у руководства фирмы и различными параметрами их (фирм) экономического развития.

"Одну из изучавшихся под этим углом зрения групп составляли люди, занимающие руководящие посты в промышленности."

"Приведенные данные ... позволяют предположить, что оптимальный для экономического роста организационный климат должен складываться, когда руководящие административные потсы занимают люди с высоким мотивом власти, сочетающимся с высоким мотивом достижения и низким мотивом аффилиации."

"Ту же констелляцию высоких мотивов достижения и власти с низким мотивом аффилиации Кок [S.E.Kock] установил несколько необычным образом. Основываясь на объясненных постфактум результатах работы ряда крупных предприятий, он предсказал их дальнейшую судьбу и проверил свое предсказание через 10 лет."

"Корреляции между значениями отдельных мотивов (а также констелляция "достижение + власть - аффилиация", Д+В-А) руководства фирмы и 5 показателями экономического развития приведены в таблице"

"Нетрудно видеть, что показатель констелляции (Д+В-А) коррелирует с экономическими показателями более сильно, чем отдельно взятые мотивы достижения, влапсти или аффилиации (последний с обратным знаком). (Стоит добавить, что с увеличением мотива аффилиации уменьшается также объем кредитов)."

"Коэффициенты корреляции 5 параметров экономического развития 15 трикотажных предприятий за 1954-1961 гг. и показателей силы мотивов, а также их мотивационной констелляции у руководителей фирм [S.E.Kock "Foretagsledning och motivation", p.215]"

Параметры Достижение (Д) Власть (В) Аффилиация (А) Д+В-А
Совокупная стоимость продукции 0,39 0,49* -0,61** 0,67**
Количество рабочих мест 0,41 0,42 -0,62** 0,66**
Объем оборота 0,46* 0,41 -0,53* 0,60*
Совокупный объем капиталовложений 0,63* -0,06 0,20 0,45*
Прибыль 0,27 0,01 -0,30 0,34

Информации о выраженности мотивов у высших менеджеров Yahoo у нас нет, но зато по адресу http://promo.yahoo.com/pressroom/ доступны пресс-релизы. Их и возьмем, сгруппировав поквартально. Инструментом анализа послужит англоязычный ВААЛ(E).

Что мы увидим?

Резкое падение мотива Власти произошло за два года до краха и вряд ли может быть увязано с последующими событиями. В то же время стабильное падение мотива наблюдается в течение последних полутора лет.

Согласно приведенной выше таблицы, выраженность у руководства мотива Аффиляции имеет отрицательную корреляцию с основными параметрами экономического развития компаний. Наименьшие значения мотив Аффиляции имел в 4 квартале 1996 года, а наибольшие - в 1 квартале 2000-го. Кривая аппроксимации показывает, что на протяжении всего периода, предшесствующего краху, происходил рост мотитва Аффиляции.

Выраженность у руководства мотива Достижения положительно коррелирует с основными параметрами экономического развития компаний. На протяжении 1998 года проиходил рост мотива Достижения, но в начале 1999 года он резко упал и далее колебался в пределах средних значений.

Суммарный показатель Достижение+Власть-Аффиляция также испытал значительное падение в течение последних двух с половиной лет, предшествующих краху. Минимума он достиг именно в 1 квартале 2000 года.

Всякие мотивы требуют реализации. Она происходит через посредство Инструментальной деятельности. Интересно, что максимум этого показателя приходится на 3 квартал 1999 года, а не на 4-й, как можно было бы ожидать. В 4 квартале 1999 года показатель Инструментальной деятельности опустился до значений ниже, чем это было в начале года. На такое снижение показателя в значительной мере должно было повлиять падение мотива Достижения, произошедшее за год до этого.

С середины 1997 года по конец 1999 происходил рост относительного содержания Неконкретной информации в пресс-релизах при одновременном снижениии Конкретной. Это означает, что в материалах пресс-службы становилось все больше и больше воды.

Кризис мог быть предсказан

Все, что произошло в начале 2000 года на языке философии называется переходом количественных изменений в качественные.


  1. Стабильный рост мотива Аффиляции свидетельствовал о недостатках менеджмента, неумении принимать решения.
  2. Рост Неконкретной и снижение Конкретной информации в пресс-релизах также свидетельствовало о проблемах менеджмента, которые приходилось скрывать, отделываясь общими фразами.
  3. Резкое падение мотива Достижения должно было бы насторожить аналитиков, если бы они вовремя получили эту информацию.
  4. Падение Инструментальной деятельности в 4 квартале 1999 года на фоне резкого роста курса акций было последним звонком.

Любого из этих показателей недостаточно для того, чтобы говорить о близости краха, но когда сразу несколько показателей бьют в одну точку, то не обратить на это внимания невозможно.

2 декабря 2002 г.


версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru