| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Политика // Шалак Владимир

Смотришь в книгу - видишь фигу

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru

"Одна из главных задач политического пиара в демократическом обществе - помочь народу выбрать ту власть, которую он должен выбрать, а вовсе не ту, которую бы он выбрал, будь предоставлен сам себе."

Недавно получил от своего товарища письмо, в котором он пишет: "Ну что ты все пишешь об одном и том же? Мотивы, ценности, личностные черты... Писать нужно о чем-нибудь более интересном. Например, об анализе смысла текста..."

Пришлось объяснять, что компьютерный анализ смысла текста нужен лишь при решении задач автоматического перевода с одного языка на другой, задач реферирования текстов, поиска информации в текстовых базах данных. . Нас же совершенно не интересует содержание текста, которое и без нашей помощи поймет любой прочитавший его человек. Нас интересует совсем другое - то, что находится по другую сторону текста, о чем не догадывается даже его автор. Нас интересует в каком психологическом состоянии находился автор, когда сочинял текст? Испытывал ли он в это время какие-либо проблемы? Как воздействует этот текст на человека его прочитавшего? Как люди отнесутся к этому тексту? Поверят в сказанное или нет? ....и т.д. Явного содержания текста совершенно недостаточно для того, чтобы предсказать, например, исход выборов губернатора в отдельно взятом регионе. Мы же со своими методами это можем сделать, как сделали в случае Красноярска. Не только предсказать победителя, но и помочь стать этим самым победителем. Политологи будут строить гипотезы о возросшем или уменьшившимся влиянии тех или иных политических сил. Мы дадим другое объяснение. Лишенный политических пристрастий компьютер сам построит диаграмму, самый большой столбик которой укажет на победителя. И при чем тут политические силы? С помощью системы ВААЛ мы можем не только оценить эффективность информационного давления на избирателя, но и создать материалы с требуемыми характеристиками воздействия. Именно это воздействие и определит победителя. Причем все это справедливо не только для политической борьбы. Те же самые законы действуют и в области коммерческой рекламы. Они ответственны за рейтинги ТВ-каналов, радиопередач, бумажных СМИ.

Для большей убедительности пришлось проиллюстрировать сказанное диаграммами. Так и получилась эта статья.

Один из простых примеров оценки эффективности информационного воздействия - определение того, насколько уместна аппеляция к рассудку при обращении к различным социально-демографическим группам населения. Не секрет, что многие политические деятели полагают, будто грамотно и логично объяснив свои благие цели людям, они привлекут их на свою сторону и в результате победят на выборах.

Бред да и только.

Покажем это.

С помощью системы ВААЛ мы проанализировали предпочтения людей при выборе тех или иных средств массовой информации. Коэффициенты корреляции между оценками системы ВААЛ и долями в аудитории СМИ различных соц-дем групп представлены на следующих диаграммах.

Оказалось, что чем более рационально изложение материала в СМИ, тем больший процент мужчин в их аудитории. Женщины предпочитают обращение к чувственным образам.

Свои закономерности обнаружились и для различных возрастных групп. Логичность в аргументации импонирует людям до 44 лет. Более старшие люди лучше воспринимают чувственные образы.

Логичность предпочитают и люди с высшим образованием.

Чем больший доход имеют люди, тем более они рассудочны.

Если просуммировать сказанное выше, то получится, что к рациональной аргументации лучше всего восприимчивы мужчины не старше 44 лет, имеющие высшее образование и высокий уровень доходов. Много вы таких видели у избирательных урн? Вопрос риторический, ответа не требует.

Как правило, политики в своих агитационных материалах либо обещают златые горы в будущем, либо обещают искоренить все существующие сегодня недостатки. Выберут себе одного из двух коньков и долдонят, долдонят, совершенно не задумываясь об информационной эффективности. А она также различна при обращении к различным соц-дем группам.

Оценка Уход От - это оценка того, насколько сильно в информационных материалах обращается внимание на решение существующих проблем.

Оказывается, что женщины больше нацелены на решение существующих проблем, а мужчины готовы верить обещаниям на будущее.

Людей старшего возраста будущее мало интересует, им важно настоящее.

В силу ограниченности воображения люди с низким уровнем образования также ориентируются на решение существующих проблем, а не на то, чтобы достичь чего-то в будущем.

То же самое справедливо и для людей с низким уровнем доходов. Они живут одним настоящим. Не в этом ли кроется причина их неустроенности? Будь они нацелены на будущее, может и жизнь удалась бы?

Если учесть, что на выборы любят ходить пожилые люди с низким уровнем образования и низким уровнем доходов, то наиболее эффективны те агитационные материалы, которые не зовут в счастливое будущее, а обещают избавить людей от уже существующих проблем.

В статье приведены оценки только для двух шкал. В ВААЛе их более сотни. Комплексный их учет позволяет с ювелирной точностью предсказать, что нужно делать, чтобы выйти победителем в гонках под название ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ, КОММЕРЧЕСКАЯ РЕКЛАМА, РЕЙТИНГ СМИ и т.д.



версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 0 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru