| на главную |    
   Разделы
   Поиск в публикациях
   Подписка на новости
Подписаться на анонс публикаций.
Бизнес, маркетинг
Культурология
Мониторинг СМИ
Новости проекта
Политика
Психология
Социология
E-mail:  
Культурология // Шалак Владимир

Чубайс ни в чем не виноват

Шалак Владимир
доктор философских наук,
ведущий научный сотрудник Института философии РАН

vaal_project@mail.ru
И опять мы возвращаемся к теме предпочтений, выказываемых различными социально-демографическими группами при выборе того, что читать. Согласно гипотезе Геннекена-Рубакина, гласящей, что люди предпочитают то, что близко их собственному мировосприятию, психологические характеристики, лежащие в основе выявленных предпочтений, мы можем атрибутировать самим социально-демографическим группам. В этом случае совершенно неважно, будем ли мы анализировать тексты газет, журналов, расшифровки ТВ или радиопередач. Если выявленные характеристики свойственны самим людям, то и их предпочтения всякий раз будут проявляться одинаковым образом. Отсюда остается сделать всего один шаг до практического использования вновь полученного знания. Это Золотой ключик, который и не снился ни Лисе Алисе, ни Коту Базилио.

Материалом для анализа послужили все публикации за январь-март 2000 года следующих газет:

  1. Ведомости
  2. Вечерняя Москва
  3. Известия
  4. Коммерсант-дейли
  5. Комсомольская. правда
  6. Московская правда
  7. Московский Комсомолец
  8. Независимая газета
  9. Новые известия
  10. Российская газета
  11. Сегодня
  12. Труд

120 Mb текстовой информации, т.е. примерно 18 млн. словоупотреблений, были обработаны с помощью психолингвистической экспертной системы Vaal Toolbox.

Оценки производились по лексическим, эмоционально-лексическим и фоносемантическим шкалам. Каждому из изданий был сопоставлен гэллаповский индекс, отражающий долю различных соц-дем групп в его аудитории. Эти данные послужили материалом для построения корреляционнных таблиц. Мы уже обращались к некоторым из них в предыдущих публикациях. Корреляции по абсолютной величине больше 0,57 значимы на уровне 0,05; корреляции по абсолютной величине больше 0,7 значимы на уровне 0,01. Обозначения для социально-демографических групп довольно очевидные. Например, М 16-34 обозначает лиц мужского пола в возрасте от 16 до 34 лет, Ж 55+ обозначает женскую аудиторию старше 55 лет. A - люди с низкими доходами (40% населения с самыми низкими доходами), C - люди с высокими доходами (15% людей с самыми высокими доходами), а B - люди со средними доходами (все остальные).

В настоящей статье мы рассмотрим результаты, относящиеся лишь к категориям мотивов, категории Иррациональности и категориям ценностей.


  1. Гностические - познавательное отношение к внешнему миру, категории истины и лжи, ума и глупости...
  2. Этические - отношения между людьми, категории добра и зла, нравственности и безнравственности, ...
  3. Эстетические - красота и безобразие, прекрасное и уродство, ...
  4. Практические - деятельностное отношение к миру, категории полезного и вредного, ...

Предпочтения по признаку пола

Нет ничего удивительного в том. что диаграмма симметрична относительно вертикальной оси. Это простое следствие того, что люди дихотомически делятся на мужчин и женщин. Интересно другое. У женщин для всех категорий коэффициенты корреляции (предпочтения) хоть и не доходят до 5% уровня значимости, но положительны. Это дает основания предположить, что женщины по самой своей природе относятся к окружающему миру более ценностно. Они больше внимания обращают, на ум и глупость людей, на справедливость и несправедливость в отношениях между ними, на красоту и уродство, на опытность и неопытность в делах.

Хорошо это или плохо? Попробуйте вместо этого ответить на вопрос, хорошо или плохо иметь абсолютный слух? Да, это хорошо, если ты живешь в замкнутом и рафинированном мире хорошей музыки, но это пытка, если ты каждый день вынужден сталкиваться с какофонией современной жизни.

Возрастные предпочтения

Для мужчин с возрастом самой большой различающей силой обладают гностические ценности. На втором месте - этические и эстетические ценности. То, что практические ценности с возрастом почти не изменяются, вовсе не означает, что у мужчин их нет. Они есть, но, будучи усвоены еще в юности, с годами не претерпевают особых изменений.


Сказанное о гностических, этических и эстетических ценностях в отношении мужчин остатется справедливым и для женщин. Более интересна кривая для практических ценностей. Они имеют большую значимость для женщин в молодом возрасте, но со временем теряют ее. В чем причина? В особенностях воспитания девочек и будущем разочаровании взрослой жизнью? Или все дело просто в социальной роли женщин? Или это следствие реально существующей дискриминации?

Предпочтения по уровню доходов

Оставшаяся часть статьи будет посвящена различию в предпочтениях социально демографическитх групп A, B и C, выделяемых по уровню доходов.

Чем в современной России отличаются бедные от богатых? Почему одни преуспели в этой жизни, а другие влачат нищенское существование? Во всем ли виноват Чубайс, или есть еще и внутренние предпосылки быть неустроенными в жизни?

Предпочтения в отношении Практических ценностей одинаковы и у бедных, и у богатых. Т.е. приверженность им никак не влияет на переход из одной группы в другую. Приверженость же остальным трем системам ценностей является сдерживающим фактором для роста благосостояния.

Если вы цените красоту вишневого сада, который не приносит никакого дохода, а наоборот - одни лишь убытки, и не хотите расстаться с ним, то рано или поздно и сад вырубят и вас самих по миру пустят. Так что уж лучше сразу позвать рабочих, выкорчевать сад и построить на его месте в современном духе под- и надземную автостоянку.

Подобным препятствием являются и Этические ценности. Если из двух человек один придерживается этических ценностей, а другой - нет, в выигрыше окажется второй. К такому выводу нас приводит анализ предпочтений, а в математической теории игр это давно известный факт.

В качестве примера приведем классическую игру под названием "Дилемма заключенного". Эта игра лишь называется так, а на самом деле применима к анализу огромного количества жизненных ситуаций. Она интенсивно изучалась и как модель стратегии первого удара ядерными баллистическими ракетами, и как модель ценообразования, ориентированного на конкуренцию, когда каждая фирма подвержена искушению обмануть партнера, и, зная это же о партнере, стремится сделать ход первой.

Двое заключенных A и B задержаны полицией и допрашиваются отдельно друг от друга. Если оба признаются в совершенном преступлении, то оба будут лишены свободы на срок в 5 лет. Если оба будут отрицать свое участие в преступлении, то улик будет достаточно лишь для приговора к 1 году лишения свободы. Если же признается только один заключенный, то он станет свидетелем по делу и будет освобожден, в то время как его соучастник будет заключен на 10 лет. Это известно обоим.
Изложенная ситуация представлена внизу в виде табл. 4. Числа указывают сроки заключения в годах, при этом первая относится к заключенному A, вторая – к B.

 

B

Непризнание

Признание

А Непризнание

1;1

10;0

Признание

0;10

5;5

Заключенный A рассуждает следующим образом. Независимо от решения B, A находится в более выгодном положении, если он решит признаться, так как, если B тоже признается, то A будет лишен свободы на 5 лет, вместо 10, (в том случае, если A не признается). Если же B не признается, то A будет освобожден вместо лишения свободы на 1 год в случае непризнания. A принимает решение признать свою вину. На основе аналогичных рассуждений заключенный B также признается. В результате оба проведут в тюрьме по 5 лет, а если бы они отрицали свою причастность к преступлению, то получили бы лишь по 1 году.
Допустим теперь, что оба заключенных перед задержанием договорились о том, что оба не будут признаваться. Тогда в выигрыше окажется тот, кто первым нарушит договоренности, предаст товарища и выйдет на свободу.

Гностические ценности также плохо совместимы с благосостоянием. Будешь вести себя исходя из принципа "Платон мне друг, но истина дороже", окажешься на паперти. Так что лучше следовать народной мудрости "Ты начальник - я дурак. Я начальник - ты дурак".

Обратимся теперь к теме мотивации человеческих поступков.

То что для групп A и B столь значимы Физиологические мотивы является скорее не причиной, а следствием принадлежности ним. Более интересны мотивы Достижения, Власти и Аффиляции. Как видим, для принадлежности к группе C оптимальным является сочетание высоких значений мотивов Власти и Достижения при низком значении мотива Аффиляции. По результатам исследований ученых именно такое сочетание трех основных мотивов у руководства наиболее сильно коррелирует с экономическими показателями фирм [Х.Хекхаузен "Мотивация и деятельность"]. Оказывается, не только руководства и не только фирм. Согласно нашим оценкам получается, что данное сочетание мотивов наиболее сильно коррелирует и с благосостоянием отдельных людей.

В статье "Об иррациональности русских", ссылаясь на А.Вежбицкую, мы писали, что "...Богатство и разнообразие безличных конструкций в русском языке показывае, что язык отражает и всячески поощряет преобладающую в русской культурной традиции тенденцию рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению, причем эти события, которые человек не в состоянии до конца постичь и которыми он не в состоянии полностью управлять, чаще бывают для него плохими, чем хорошими. Как и судьба." На следующей диаграмме показаны предпочтения относительно употребления безличных конструкций. Они явно просматриваются для групп с низким и средним доходом.

Выводы

  1. При ответе на вопрос, чем отличается человек от других животных, первым делом упоминают мышление. Еще одной отличительной чертой является ценностное отношение к окружающему миру. Человек не просто стремится прокормить себя и воспроизвестись в потомстве, но и научается видеть красоту и уродство, добро и зло, истину и ложь, старание и неопытность. И это не простая случайность. Если это возникло, значит зачем-то было нужно.
  2. Может показаться странным, но женщины благодаря своему ценностному отношению к миру более человечны, чем мужчины.
  3. Практические ценности имеют более фундаментальный характер, чем все остальные. Об этом свидетельствует то, что с возрастом у мужчин предпочтения в отношении их почти не изменяются, а у женщин лишь снижаются относительного первоначального уровня.
  4. Этические, эстетические и гностические ценности приобретаются с возрастом. Стоя на краю могилы, человек вдруг начинает замечать красоту мира, прелесть добрых человеческих взаимоотношений... Но поздно. Молодые волки дышат ему в спину.
  5. В современной западной индивидуалистической цивилизации этические, эстетические и гностические ценности являются атавизмом, так как препятствуют росту благосостояния отдельных людей. Они имели смысл в мире коммунистического/социалистического равенства, но не имеют смысла сейчас. Потому-то разговоры о бездуховности современного западного общества вовсе не являются словоблудием. Но раз эта объективная тенденция существует, то совершенно бессмысленно ей противиться. Истинно то, что быстрее всего позволяет достичь поставленной цели. Искусство же - просто выгодная форма вложения денег.
  6. Неустроенные люди склонны винить во всем обстоятельства, а не искать причину в самих себе.
  7. Оптимальным набором для успеха в жизни является трезвый расчет, высокие значения мотивов Власти и Достижения при низком значении Аффиляции.

И НИКАКИХ ЦЕННОСТЕЙ!!!



версия для печати // оставить комментарий // просмотреть комментарии [ 1 ]


  (С) Шалак В.И. Рейтинг@Mail.ru